научная статья по теме ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЕДИНЕНИЙ РТУТИ В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ ПЛЕМЕН ЭПОХИ БРОНЗЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЕДИНЕНИЙ РТУТИ В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ ПЛЕМЕН ЭПОХИ БРОНЗЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2015, № 2, с. 51-59

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЕДИНЕНИЙ РТУТИ В ПОГРЕБАЛЬНОМ ОБРЯДЕ ПЛЕМЕН ЭПОХИ БРОНЗЫ

ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

© 2015 г. М.Б. Медникова

Институт археологии РАН, Москва (medma_pa@mail.ru)

Отправной точкой для данной работы послужило аналитическое исследование образцов человеческих останков из двух погребений эпохи раннего металла европейской части степного коридора Евразии. Использован рентгенофлуоресцентный спектрометр EDAX Orbis PC Micro-XRF Analyzer, позволяющий осуществлять недеструктивное экспресс-определение элементного состава от Na до U с пространственным разрешением от 10 мкм без предварительной пробоподготовки. Проведено исследование наружной поверхности фрагмента лобной кости так называемого майкопского вождя, мужчины 40-44 лет, из погр. 18 кург. 1 могильника Марьинская 3. Главными элементами, характеризующими химический состав данного образца, являются ртуть и сера. Это означает, что лобная кость майкопского "вождя" была окрашена неразбавленной киноварью (HgS). Второй проанализированный образец представлял собой фрагмент глиняной обмазки лицевой части черепа молодого мужчины из кург. 7 могильника ингульской катакомбной культуры Заможное. Установлено, что моделированное глиной лицо катакомбника было окрашено пигментом, составленным из смеси гематитов и киновари. Эти случаи использования киновари восходят к исходному, очень древнему уже на тот момент ближневосточному обряду. Окраска киноварью лица майкопского вождя из Марьинской находит прямую аналогию в материалах PPNB из Сирии (Телль Абу Хюрейра). Второй обнаруженный нами пример использования ртути еще больше сближается с другими локальными вариантами докерамического неолита (Кфар Ха Хореш в нижней Галилее) благодаря использованию в погребальном обряде моделировки лицевого скелета глиной.

Ключевые слова: погребальный обряд, рентгенофлуоресцентный анализ, майкопская культура, ингульская катакомбная культура, соединения ртути, киноварь, эпоха раннего металла.

Минеральные красители красного цвета часто встречаются при раскопках археологических памятников эпохи первобытности. Обычно их соотносят с использованием охры и обсуждают их присутствие в контексте древности символического поведения человека, происхождения изобразительного искусства (наскальной живописи, боди-арта), а также погребальных практик. Но охра - только один минерал из широкого набора красителей естественного происхождения. Современные аналитические технологии позволяют определять химический состав таких веществ, воссоздавая особенности сложных культурных традиций древности.

Рентгенофлуоресцентная спектрометрия прочно зарекомендовала себя как важнейший метод идентификации химического состава различных красителей (West et al., 2013). Например, рентгенофлуоресцентный анализ (РФА) был неоднократно использован для описания пигментов и глазурей, применявшихся для декорирования посуды в древнем Египте, и выявил сигналы кобальта и свинца.

Также установлено, что китайцы III в. до н.э. -VIII в.н.э. применяли киноварь, свинцовый сурик и охру.

Недавно были опубликованы результаты па-леоантропологического исследования останков представителя элиты майкопской археологической культуры (Медникова, 2013). Одним из побочных результатов этой работы стал анализ химического состава красной краски, покрывавшей лицо "майкопского вождя". Предварительный рентгенофлуо-ресцентный анализ показал завышение концентрации ртути, что свидетельствовало об употреблении киновари (химическая формула HgS). При этом, поскольку "майкопский вождь" демонстрировал наличие системного заболевания, до конца было не очевидно, не связано ли наличие ртути с попытками лечения данной патологии. Рассмотрение отечественной археологической литературы позволило предположить, что этот случай представляет собой один из ранних примеров применения соединения ртути в погребальной практике.

51

4*

Ранее Н.В. Полосьмак доказала присутствие ртути на коже пазырыкской мумии (Полосьмак, 2001. С. 250, 251). Она подчеркивала, что в погребальном обряде европейских скифов и у египтян ртуть неизвестна. Но китайцы использовали ртуть и киноварь для создания "эликсира бессмертия" и при мумификации в начале II в. до н.э. Далее Н.В. По-лосьмак обратилась к "Очеркам сравнительного религиоведения" Мирчи Элиаде, отсылающим читателя к тексту китайского алхимика Баопу-цзы: "Если смешать три фунта киновари и фунт меда и высушить эту смесь на солнце, пока не получатся пилюли величиной с конопляное семечко, то стоит принять в течение года десять таких пилюль -и седые волосы потемнеют, на месте выпавших зубов вырастут новые... Если принимать их дальше, обретешь бессмертие".

При раскопках могильника таштыкской культуры Белый Яр была встречена "маска-кукла", сшитая из кожи, с кремацией внутри (Вадецкая, 2005). У головы был крупный нос, от которого осталась глубокая впадина, а также впадины глаз, при лепке обмазанные глиной. Маска вылеплена из желтоватого теста и окрашена киноварью.

Таким образом, хронология и территория применения соединений ртути в Азии представляется достаточно определенной. Вместе с тем, употребление киновари (она же вермиллион, или HgS) в более ранние периоды и на других территориях требует более детального рассмотрения.

В настоящей публикации мы возвращаемся к обсуждению практики использования соединений ртути на более широком сравнительном фоне.

Отправной точкой для данной работы послужило аналитическое исследование образцов из двух погребений эпохи раннего металла европейской части степного коридора Евразии.

При анализе образцов был использован рентге-нофлуоресцентный спектрометр EDAX Orbis PC Micro-XRF Analyzer, позволяющий осуществлять недеструктивное экспресс-определение элементного состава от Na до U с пространственным разрешением от 10 мкм и без предварительной пробо-подготовки. Образцы анализировались в вакууме.

Образец № 1.

Было проведено повторное исследование наружной поверхности фрагмента лобной кости так называемого "майкопского вождя" из погр. 18 кург. 1 могильника Марьинская 3 в Кировском районе Ставропольского края.

Курган на правом берегу р. Куры исследован совместной экспедицией кафедры археологии исто-

рического факультета МГУ и института археологии РАН в 2007 г. (Канторович, Маслов, 2009). Радиоуглеродные даты для этого погребения варьируют в промежутке 3405-3360 гг. до н.э., по данным дендрохронологии похороны состоялись примерно в 3350 г. до н.э. (Там же. С. 115). Основанием для отнесения погребенного к представителям майкопской социальной элиты служат втульчатый литой боевой топор, каменный молоток-скипетр, два золотых кольца, орудия деревообработки (Там же. С. 95-97). По определениям археологов, лицо погребенного было закрашено или затерто ярко-красной охрой. Согласно полевым наблюдениям, краска встречалась и у локтевых костей, тонкими полосками шириной 3-5 мм на костях голеней и отдельными вкраплениями на костях стоп. По данным антропологии, погребенный был мужчиной 40-44 лет, страдавшим генерализованной патологией, затронувшей скелетную систему (Медникова, 2013).

Если исключить из рассмотрения структурные элементы костной ткани человека - кальций и фосфор (Са, Р), главными элементами, характеризующими химический состав данного образца, являются ртуть и сера (табл.1, рис.1), что особенно хорошо видно при рассмотрении процентных весовых значений (соответственно, 15.29 и 19.22). Этот результат можно однозначно интерпретировать как окраску лобной кости "майкопского вождя" неразбавленной киноварью (HgS).

Образец № 2.

Материал происходит из раскопок кург. 7 могильника Заможное (Украина), оставленного представителями ингульской катакомбной культуры (Отрощенко, Пустовалов, 1991; Медникова, 2001). Погребение принадлежало молодому мужчине. Череп был представлен костями мозговой капсулы и верхней частью лицевого скелета. В рамках посмертного обряда было произведено удаление мягких тканей, замещенных моделировочной глиняной массой. Глиной были заполнены полость глазниц и грушевидное отверстие. Контуры глиняного носа, "смоделированного" участниками погребения, были использованы нами ранее для сопоставления с результатами реконструкции лица по черепу (Медникова, 2004. С. 169; Медникова, Лебединская, 2004. С. 145). Совпадение анатомических особенностей лицевого профиля позволило утверждать, что в ритуале ингульской катакомбной культуры изображения умерших не были условными, а воспроизводили портретные черты конкретных людей.

Анализу был подвергнут фрагмент глиняной обмазки лицевой части черепа. При визуальном

1.00 2.00 3.00 4.00 5.00 6.00 7.00 8.00 9.00 10.00 11.00 12.00 13.00 14.00 15.00 16.00 17.00

Energy [keV]

Рис. 1. Результаты РФА образца 1. Пигмент на лобной кости "майкопского вождя" из могильника Марьинская 3.

с тем, определяется наличие ртути (3.00) и серы (6.18). Этот результат можно интерпретировать как окрашивание моделированного лица покойного ка-такомбника пигментом, составленным из смеси гематитов и киновари.

Чтобы проверить это предположение, было проведено обследование противоположной поверхности глиняного носа, прилегавшей к грушевидному отверстию лицевой части черепа (табл. 3, рис. 3). В этом анализе полностью отсутствуют следы ртути и заметно (до 7.76) снижены весовые процентные значения железа. Это означает, что соединения этих элементов действительно использовались для окрашивания наружной поверхности и не проникали внутрь, например, при подготовке моделировоч-ной массы.

Древнейшее использование соединения ртути в погребальном обряде зафиксировано в докера-мическом неолите Ближнего Востока. Киноварью окрашены скелеты в Чатал Гуюке (Melaart, 1967. P. 208). Ею же был раскрашен и череп из Телля Абу Хюрейра в северной Сирии (Molleson et al., 1992), и моделированные черепа Кфар Ха Хореш в нижней Галилее (Goren et al., 2001. P. 685). На наш взгляд, этот аспект моделирования черепов в период до-керамического неолита Б (Pre-Pottery Neolithic B,

Таблица 1. Результаты РФА

Элемент Wt, % At, %

образец 1

MgK 0.67 1.11

AlK 0.78 1.17

SiK 3.12 4.47

PK 17.92 23.28

SK 19

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком