научный журнал по комплексному изучению отдельных стран и регионов Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность ISSN: 0869-1908

Архив научных статейиз журнала «Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность»

  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

    ЛЕПЕХОВ С.Ю. — 2008 г.

  • ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В АФРИКЕ: ОЧЕРЕДНАЯ УТОПИЯ ИЛИ ОПРЕДЕЛЕННОЕ БУДУЩЕЕ?

    ГУСАРОВ В.И. — 2008 г.

  • ГРИГОРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ШАХБАЗЯН (1931-2007)

    2008

  • ГУЛЬСУМ АБДУРАХИМОВНА ГАЛИМОВА (1928-2007)

    2008

  • ДАНИИЛ САМУИЛОВИЧ КОМИССАРОВ (1907-2008)

    2008

  • ДВА КРИЗИСНЫХ ГОДА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

    НАУМКИН ВИТАЛИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ — 2008 г.

    В данной статье предпринята попытка сопоставить основные параметры двух кризисных для Ближнего Востока в политическом отношении лет, между которыми пролегает дистанция в полстолетия, -1958 и 2008 гг. Собственно говоря, кризисных лет в истории Ближнего Востока всегда хватало, но эти два принадлежащих разным эпохам важных года обнажают при их сравнении как коренное отличие, так и удивительное сходство.

  • ДЕЛО О КОМИТЕТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, ИЛИ РОССИЙСКОЕ ПОЛПРЕДСТВО В ХИВЕ В 1921-1922 ГГ

    ГЕНИС ВЛАДИМИР ЛЕОНИДОВИЧ — 2008 г.

    Появление российских частей на территории Хивинского ханства в феврале 1920 г. и заключение военного союза с туркменскими вождями, соперничавшими в борьбе за власть со своим могущественным единоплеменником Джунаид-ханом, привели к свержению с трона его узбекской марионетки Сеид Абдулла-хана и провозглашению в апреле Хорезмской советской народной республики во главе с лидером младохивинцев Палванниязом Юсуповым. Но, хотя разгромленный Джунаид-хан бежал в пески Каракумов, а вожди Кош-Мамед, Гулям-Али и Шамурад Бахши стали членами Совета народных назиров, давняя вражда между воинственными туркменами и издавна третировавшимися ими мирными узбеками не способствовала дружной работе. Пойдя на поводу у младохивинцев, председатель коллегии российского полпредства Р. Шакиров и входивший в ее состав командир 2-й Туркестанской бригады В.В.Дубян-ский заподозрили вождей в измене и, заманив Кош-Мамеда и Бахши с их людьми в западню, позволили учинить над ними кровавую расправу [Генис (2), 2000]. Сентябрьские казни и попытка насильственного разоружения туркменских племен ввергли республику в новую жестокую междоусобицу, которая привела к усилению Джунаид-хана. Хотя члены коллегии полпредства были преданы суду, а их преемник М.В. Сафонов, встав в демонстративную оппозицию к младохивинскому правительству, добился хрупкого примирения с туркменами, одновременно был взят "курс на социалистическую революцию", и в марте 1921 г. власть перешла к Ревкому. Но Политическая экспедиция на правах Чрезвычайного посольства РСФСР во главе с уполномоченным Наркоминдела в Туркестане Д.Ю. Гопнером посчитала, что переворот в Хиве совершен "руками русских работников", сыгравших "несомненную роль завоевателей и советских колонизаторов" [РГАСПИ, ф. 122, on. 2, д. 116, л. 12, 22; Генис, 2004]. Сафонов был отозван в Ташкент, и 26 мая в Хиву выехал очередной российский полпред.

  • ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕГИПЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ АБУ ХАДИДА И ДАГЕСТАНСКОГО - МАГОМЕД-РАСУЛА

    ТИКАЕВ ГЕОРГИЙ ГАДЖИИБРАГИМОВИЧ — 2008 г.

    Дуалистическое понимание мира в мировых религиозных и философских учениях зиждется, как известно, на представлении о том, что в основе мира лежат два противоположных начала: материя и дух, добро и зло. Демонологическим образам, олицетворяющим зло в мифологии, фольклоре и литературе разных народов мира, во многом присущи общие характерологические черты, хотя они и варьируются в народных представлениях. По-разному у разных народов объясняется и происхождение нечистой силы.

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТА В ЭФИОПИИ В 1896-1897 ГГ. И РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

    АГУРЕЕВ СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2008 г.

    Миссия Российского Общества Красного Креста (РОКК) в Абиссинии 1896-1897 гг. стала знаковым событием в истории русско-эфиопских политических и культурных связей, наглядно продемонстрировавшим дружественное отношение российской общественности к этой восточноафриканской стране. Оказанная русскими врачами бескорыстная помощь абиссинскому народу стала залогом дальнейшего сближения двух стран, способствовала развитию дипломатических контактов. Вместе с тем миссия РОКК укрепила положительный образ России в Эфиопии, усилила ее влияние в регионе в целом. Поэтому, несмотря на имеющиеся в отечественной историографии немногочисленные исследования, вопросы, связанные с организацией миссии Красного Креста, и отношение российской общественности к этой проблеме по-прежнему требуют отдельного рассмотрения.

  • ДИНАМИКА СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

    МЯСНИКОВ ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ — 2008 г.

    В главе "Дилеммы управления союзами" своей книги "Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство" 3. Бжезинский, рассуждая об институционализации азиатского регионального сотрудничества, не упоминает ШОС (с. 117-174). Более того, он подчеркивает, что стабильность региона Восточной Азии "может оказаться под угрозой из-за роста могущества ряда азиатских государств". По его мнению, здесь нет н

  • ДИПЛОМАТИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НЕЗАВИСИМОГО АЛЖИРА: ЭВОЛЮЦИЯ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРИОРИТЕТОВ

    БОГУЧАРСКИЙ ЕВГЕНИЙ МАКСИМОВИЧ — 2008 г.

    В последнее время возрос интерес к процессам глобализации в мире и порождаемым ими проблемам. При этом актуальным и важным остается изучение позиций отдельных стран, анализ эволюции их роли и места в международных и региональных системах, через которые они взаимодействуют с государствами, расположенными в других частях планеты, и активно участвуют в жизни мирового сообщества. В силу характера борьбы и путей, которым следовал Алжир, добиваясь независимости, а затем укрепления политической и экономической самостоятельности, он занял одно из лидирующих мест среди стран "третьего мира".

  • ДУХОВНАЯ ДИНАМИКА ИНДИИ: ДРЕВНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ

    РАШКОВСКИЙ Е.Б. — 2008 г.

  • Е.Д. СТЕПАНОВ. ПОЛИТИКА НАЧИНАЕТСЯ С ГРАНИЦЫ. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ КНР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. М.: ИНСТИТУТ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РАН, 2007. 244 С

    ТКАЧЕНКО Б.И. — 2008 г.

  • Е.Е. БАЛДАНМАКСАРОВА. БУРЯТСКАЯ ПОЭЗИЯ XX ВЕКА: ИСТОКИ, ПОЭТИКА ЖАНРОВ

    ПЮРБЕЕВ Г.Ц. — 2008 г.

  • Е.Ю. ВАНИНА. СРЕДНЕВЕКОВОЕ МЫШЛЕНИЕ: ИНДИЙСКИЙ ВАРИАНТ. М.: ВОСТОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА, 2007. 375 С

    АЛАЕВ Л.Б. — 2008 г.

  • ЕВРЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ ПРОВАНСА В XII В.: ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПОНСОВ РААВАДА ИЗ ПОСКЬЕРЫ

    КОРЯКИНА НАДЕЖДА ВАЛЕРЬЕВНА — 2008 г.

    В этой работе предпринимается попытка показать самобытность провансальской еврейской традиции - совокупности обычаев, сложившихся в культуре общин Прованса и Лангедока. Эта традиция заметно отличала данную субэтническую общность от еврейства Пиренейского полуострова, следовавшего сефардской традиции. По своему характеру обе названные системы были весьма близки друг другу, поскольку основу их обеих (как, впрочем, и многих других локальных традиций евреев) составляла Устная Тора (в частности, нормы Мишны и Талмуда). Тем не менее сефардская традиция считалась более приближенной к талмудической нормативной базе, чем провансальская, в то время как последняя развивалась при активном взаимодействии еврейских и нееврейских локальных обычаев, причудливо переплетавшихся между собой и превращавшихся в обновленную систему духовных установок, которая затем передавалась евреями Прованса и Лангедока из поколения в поколение как "обычаи отцов".

  • ЗАПИСИ ГЕНЕАЛОГИЙ И ПРАВЛЕНИЙ КРЫМСКИХ ХАНОВ И КРЫМСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

    ЗАЙЦЕВ ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2008 г.

  • ЗАПИСКА ВОСТОЧНОГО ОТДЕЛА ОГПУ "О МЕРАХ БОРЬБЫ С МУСДУХОВЕНСТВОМ (1926 Г.)

    АРАПОВ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ — 2008 г.

    ПУБЛ., ВСТУП. СТАТЬЯ И КОММЕНТ. Д. Ю. АРАПОВА

  • ЗАПИСКИ Ф.А. ОССЕНДОВСКОГО КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ МОНГОЛИИ

    2008

    ВСТУПИТ. СТАТЬЯ, ПЕРЕВОД С ПОЛЬСК. И КОММ. С. Л. КУЗЬМИНА, Л. Ю. РЕЙТА

  • ИЗ ИСТОРИИ МАРОНИТСКОЙ ОБЩИНЫ ЛИВАНА: СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЕССИОНАЛИЗМА

    РАССАДИН ПАВЕЛ АНАТОЛЬЕВИЧ — 2008 г.

    Конфессиональное многообразие всегда являлось особенностью региона Ближнего Востока. Необходимость обеспечения мирного сосуществования в рамках неоднородного в религиозном плане общества способствовала зарождению уникальной системы комплексной организации социально-политических отношений - политического конфес-сионализма. В основе этого феномена лежат два элемента: собственно "конфессиональный" (фр. confessionelle) - основанный на религиозной принадлежности и солидарности членов общества, и "общинный" (фр. communautaire) - опирающийся на семейно-родовые, патронажно-клиентские и территориальные связи. Все это в совокупности определяет социально-политический статус и положение личности в государстве [Dagher, 2001, р. 132; Khalaf, 2003, р. 110-111]. В многоконфессиональных государствах религиозные меньшинства выступают на политической арене как квазинациональные группы, как обособленные социально-культурные, а иногда и социально-экономические общности. В такой ситуации, утрачивая значение мировоззренческой системы, религия сохраняет лишь значение мощной консолидирующей силы [Ислам в современной политике..., 1986, с. 208].