Архив научных статейиз журнала «Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка»
-
NIGHT-MARE: К ИСТОКАМ ОДНОГО ОБРАЗА В КЕЛЬТСКОМ И ГЕРМАНСКОМ
МИХАЙЛОВА Т. А. — 2011 г.
Статья посвящена анализу семантического развития фиксируемой в кельто-германском ареале лексемы *mark-o-, имеющей значение 'лошадь, кобыла', но ассоциирующейся и с наименованием женского демона Мары, также засвидетельствованного в фольклоре кельтов и германцев. Автор предполагает, что сама лексема носит характер бродячей, причем ее источник предположительно видит в алтайском. В то же время в работе демонстрируется изменение и расширение семантики слова за счет механизма паронимической аттракции, объединяющей его с архаическими обозначениями воды и влаги, с одной стороны, и женского божества, с другой. Идея поддерживается наличием архаических изображений женских божеств, символизирующих воду (реку) и одновременно - кобылу как одну из ипостасей Великой Матери, а также данными психоанализа.
-
А.А. Потебня и М.М. Бахтин: Язык и слово в поэзии и прозе
ТАМАРЧЕНКО Н. Д. — 2011 г.
Система идей великого русского лингвиста рассмотрена как ряд антиномий. В первую очередь -двух подходов к слову. Как единица языка оно имеет три аспекта: "внешняя форма", "внутренняя форма" и значение. Причем "внутренняя форма", актуализируемая в поэзии, не ощутима в прозе. Но в качестве единицы речевого общения слово связано с жизненной ситуацией. В основе образа, моделью которого служит "образ басни", - "применение" рассказанной истории, ответ на некий вопрос. Отношения между поэзией и прозой, прозой и наукой становятся открытой проблемой. Второй подход имеет ряд точек соприкосновения с концепцией языка и "речевого произведения", созданной Бахтиным, и является для неё одним из важнейших источников.
-
А.Ю. МЕРЕЖИНСКАЯ. РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
КОРМИЛОВ С.И., СУРИКОВА О.А. — 2011 г.
-
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В "ПИКОВОЙ ДАМЕ"
ГУРЕВИЧ А. М. — 2011 г.
В статье обсуждаются важнейшие дискуссионные проблемы интерпретации "Пиковой дамы": соотношение реального и фантастического в сюжете повести, вопрос о безумии ее центрального персонажа, противостояние родовой аристократии и так называемой "новой знати". Подчеркнута связь "Пиковой дамы" с другими пушкинскими произведениями позднейшей поры.
-
АКАДЕМИК ГАДЖИ ГАМЗАТОВИЧ ГАМЗАТОВ (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
СУЛТАНОВ К. К. — 2011 г.
-
АКАДЕМИК ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ ЧЕЛЫШЕВ (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
ВОРОТНИКОВ Ю.Л. — 2011 г.
-
БИБЛЕЙСКИЕ ТЕМЫ, МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В "ЦЫГАНАХ"
BAYEVSKY V. S. — 2011 г.
В поэме языческому миру цыган, русской дохристианской древности и древнеримского язычества противостоит христианское мировоззрение, опирающееся на Библию (главным образом, на Евангелие) и проявляющееся в подтексте. Это свидетельствует о преодолении Пушкиным юношеского атеизма и подготавливает идеологическую концепцию "Бориса Годунова".
-
БУРЛЕСКНЫЙ СТИЛЬ: ОПЫТ ТИПОЛОГИИ
МОСКВИН В. П. — 2011 г.
В свете античной теории трёх стилей и категории уместности (έ, aptum) рассмотрены тематико-стилевые разновидности бурлеска, выявлены сферы действия данного стиля, построена парадигма приёмов его созидания. Проанализированы связи бурлеска и ряда смежных феноменов (таких, как гротеск, пародия, травестия и др.), что дало возможность более чётко разграничить эти понятия и уточнить соответствующие дефиниции.
-
В. А. КЕЛДЫШ. О СЕРЕБРЯНОМ ВЕКЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. ПРОБЛЕМЫ ПРОЗЫ. М.: ИМЛИ РАН, 2010. 512 С
КОРМИЛОВ C.И. — 2011 г.
-
ВАРИАТИВНОСТЬ НОРМЫ КАК ЕСТЕСТВЕННОЕ СВОЙСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
КРЫСИН Л. П. — 2011 г.
Вариативность литературной нормы - явление естественное, обусловленное как эволюционными процессами в языке, так и неоднородностью состава его носителей. Варианты одной и той же лексической единицы должны получать и получают отражение в нормативных словарях. В статье рассмотрены различные типы произносительных и акцентных вариантов, допускаемых современной русской литературной нормой (варианты могут различаться семантически, стилистически, зависеть от социальных, профессиональных и территориальных характеристик говорящих).
-
ГЕНРИ ФИЛДИНГ КАК МОРАЛИСТ
ЗЫКОВА Е. П. — 2011 г.
Взгляды Филдинга на проблемы морали рассматриваются - на материале его романов и журнальных эссе - в контексте споров о человеческой природе, волновавших умы английских деятелей культуры середины XVIII в.: деистов и приверженцев англиканской церкви, последователей Шефтсбери и Мандевиля, методистов и латитудинариев. Особое внимание уделяется тому, как воплощаются моральные установки Филдинга в художественной ткани его романов.
-
ДОН ЖУАН ПЕТЕРА ХАНДКЕ - ПОЭТИЧЕСКИЙ РОМАН-ЭССЕ
ПЕСТЕРЕВ В. А. — 2011 г.
В статье рассмотрены жанровые доминанты романа П. Хандке "Дон Жуан" - эссеистическое и поэтическое - в аспекте их пограничного проявления в произведении. Конкретный анализ этих двух начал, с одной стороны, и выявление особенностей их художественного синтеза - с другой, дает возможность раскрыть созданную австрийским писателем новую жанровую разновидность -поэтический роман-эссе
-
ЗЕРЦАЛО ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ ЯКОПО ПАССАВАНТИ: ГРАНИЦЫ ЖАНРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПРОПОВЕДИ
ТОПОРОВА А. В. — 2011 г.
В статье рассматривается жанровое своеобразие трактата доминиканского проповедника XIV в. Якопо Пассаванти "Зерцало истинного покаяния". Построенный на основе цикла проповедей, он сочетает в себе особенности таких жанров, как проповедь, трактат или богословское сочинение, пример (exemplum), новелла. В заключении делаются выводы о нестабильности жанра средневековой проповеди, о ее связях с другими жанрами и тенденции сближаться с ними.
-
ИНВЕНЦИИ, ИЛИ БОЛЬШОЕ ВРЕМЯ МАЛОГО ЖАНРА
НАДЪЯРНЫХ М. Ф. — 2011 г.
Статья посвящена инвенциям (invenciones, invenções) - синкретической визуально-поэтической жанровой форме, бытовавшей в праздничной культуре Иберийского полуострова и Латинской Америки в XV-XVI вв. Особое внимание автор уделяет наименованию исследуемой жанровой формы, реконструируя ее смыслы в контексте исторической семантики и функций концепта инвенция в эпоху позднего Средневековья и Ренессанса.
-
ИСТОРИЯ РУССКОГО XVIII ВЕКА - НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ ПУШКИНА
ЛИСТОВ В. С. — 2011 г.
В работе сделана попытка реконструкции некоторых черт замысла Пушкина, оставшегося неосуществленным: написать многотомное сочинение по истории России ХVIII века. По мнению автора статьи, образцом для поэта послужил труд Карамзина "История государства Российского", в котором изложение было прервано на хронологической границе начала XVII века.
-
ЙОУНИ ВААХТЕРА. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ В НЕКОТОРЫХ РУССКИХ ГОВОРАХ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ SLAVICA HELSINGIENSIA. 37. HELSINKI, 2009. 323 С
КАСАТКИНА Р. Ф. — 2011 г.
-
К РЕЦЕПЦИИ ТВОРЧЕСТВА БУНИНА В ЭМИГРАЦИИ: Д.П. СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ
ЕФИМОВ М. В. — 2011 г.
В статье рассматриваются оценки творчества Бунина, принадлежащие Д.П. Святополк-Мирскому (литературный псевдоним "Мирский", 1890-1939), выдающемуся историку литературы и литературному критику; представлен свод высказываний Мирского о Бунине и показан их историко-литературный контекст. Яркие и нетрадиционные оценки Мирского вызвали активную полемику в среде русской литературной эмиграции.
-
КАТАРСИС: МЕТАФОРЫ ТРАГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. СОСТАВЛЕНИЕ И ОБЩАЯ РЕДАКЦИЯ В.П. ШЕСТАКОВА. СПБ.: АЛЕТЕЙЯ, 2007. 384 С
ПЕРЕЯСЛОВА М. О. — 2011 г.
-
КНУТ ГАМСУН И ЛЕОНИД АНДРЕЕВ (В КОНТЕКСТЕ ВОСПРИЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА НОРВЕЖСКОГО ПИСАТЕЛЯ В РОССИИ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА")
ПОЛОНСКИЙ В. В. — 2011 г.
В статье сопоставляются роли Кнута Гамсуна и Леонида Андреева в литературном процессе России начала XX века, анализируются черты типологического сходства поэтик двух писателей и случаи сближения их имен в критике эпохи, выявляются следы непосредственного воздействия художественной системы норвежского классика на русского автора. Рассмотрению этих вопросов предшествует обзор общих закономерностей рецепции творчества Гамсуна в России серебряного века и его связей с русской литературой.
-
МАЛЕНЬКАЯ ТРАГЕДИЯ О ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
БАЕВСКИЙ В. С. — 2011 г.
Две небольшие драматические сцены, написанные Пастернаком летом 1917 г., свидетельствуют о глубоком понимании им смысла, перспектив и хода событий Великой французской революции конца XVIII в., а также свершающейся на его глазах революции в России. О зрелости исторического сознания поэта свидетельствует создававшаяся в то же время книга стихов "Сестра моя жизнь", а также ряд позднейших его произведений