научный журнал по истории и историческим наукам Этнографическое обозрение ISSN: 0869-5415

Архив научных статейиз журнала «Этнографическое обозрение»

  • М.М. КЕРИМОВА. ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ НАУКЕ. СЕМЬЯ ЭТНОГРАФОВ ХАРУЗИНЫХ: ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ЭТНОГРАФИИ (1880-1930-Е ГГ.).М.: ВОСТ. ЛИТ., 2011. 759 С

    АЛЫМОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ — 2013 г.

  • МЕСТА НАСИЛИЯ: ТЕРРОРИЗМ И НАСЛЕДИЕ В АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ НАСТОЯЩЕМ (ПЕРЕВОД С АНГЛ. С.В. СОКОЛОВСКОГО)

    , МЕСКЕЛЛ ЛИНН — 2013 г.

    Автор исследует связь между актами террористического насилия в Египте, направленного против туристов из экономически развитых стран (Западной Европы, США, Японии), и политикой египетского правительства, направленной на ограждение иностранных туристов, посещающих в основном места, связанные с глобальным наследием, от контактов с местным населением. Международные западные организации противопоставляют археологическое наследие Древнего Египта как "колыбели цивилизации" современному мусульманскому Египту. Автор показывает, что СМИ, в значительной степени формирующие общественное мнение в странах Запада, создают образ мусульманской египетской культуры как "варварской" и тиражируют представление о том, что древнеегипетское наследие "принадлежит" культуре Запада.

  • МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ЖИВОТНОВОДОВ СЕВЕРА: РЕВОЛЮЦИЯ В ТУНДРЕ *?

    ШТАММЛЕР ФЛОРИАН M. — 2013 г.

    Настоящая работа рассматривает роль новых технологий в жизни кочевников Севера России на примере устройства, не так давно ставшего наиболее значимым по своему воздействию на жизнь людей, – мобильного телефона. Выбор автором данной темы исследования призван частично восполнить пробел в антропологических изысканиях в сфере влияния новых технологий. Автор приходит к выводу, что в тундровых регионах России мобильная связь обладает более существенным потенциалом для изменения культуры и образа жизни кочевых обществ, нежели предыдущие технологические инновации (даже такие, как, например, снегоход). Особое внимание уделяется характеристике специфики воздействия мобильной связи на общества с мобильным образом жизни.

  • МОСКОВСКИЕ КЛИНИКИ И ЦЕНТРЫ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ В ИНТЕРНЕТЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

    ПРОПИСНОВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА — 2013 г.

    В работе анализируется текущее состояние присутствия московских клиник и центров восточной медицины в Интернете и отражение особенностей их организации в виртуальном пространстве.

  • МЫ ПРИЕХАЛИ СЮДА ЗА НАДЕЖДОЙ": ОПЫТ ЖИЗНИ ИММИГРАНТОВ -МАЛИЙЦЕВ ВО ФРАНЦИИ

    ДЕМИНЦЕВА ЕКАТЕРИНА БОРИСОВНА — 2013 г.

    Массовая волна миграции малийцев во Францию началась в 1960-е годы: молодые выходцы из деревень (в основном сонинке из района Каес) приезжали в страну на несколько месяцев или лет, затем возвращались на родину, и на их место прибывали их братья или сыновья. В это же время во Франции начинают говорить о таком явлении, как "малийское общежитие", - стихийно возникшие или же официально учрежденные общежития, обитателями которых являлись выходцы из одной деревни или района Мали. В статье будет рассмотрена история иммиграции малийцев во Франции, проанализирована роль "малийских общежитий" как самостоятельно функционирующих социальных организмов в городском пространстве. На основе интервью, сделанных в "малийских общежитиях" в 2010-2011 гг., будет описана жизнь сегодняшних иммигрантов из Мали во Франции, их видение себя во французском обществе.

  • НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРЯТ НАСТОЯЩИЕ ЭВЕНКИ? ДИСКУССИИ ВОКРУГ КОЧЕВОГО ДЕТСКОГО САДА

    МАМОНТОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА — 2013 г.

    В статье анализируются дискуссии коренных жителей Эвенкийского муниципального р-на Красноярского края о проводимом в районе курсе языкового возрождения, в частности об организации кочевого детского сада в качестве механизма сохранения эвенкийского языка. Опираясь на полевые материалы, автор ставит своей целью выяснить, почему эвенкийские лидеры из числа возможных вариантов остановили свой выбор именно на этой модели. Автор приходит к выводу, что такой выбор вызван примордиалистским пониманием языка и этничности среди коренных жителей, которое зачастую не способствует адекватному проведению языкового планирования в ситуации языкового сдвига.

  • НАЦИОНАЛИЗМ И АРХЕОЛОГИЯ

    ШНИРЕЛЬМАН ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2013 г.

    Автор ставит вопрос о связи археологии с идеологией национализма. Определив национализм как идеологию и общественную практику, делающие нацию субъектом политики и отдающие национальным интересам приоритет над всеми остальными, он утверждает, что для национализма ценность археологии определяется ее способностью предъявлять материальные свидетельства длительной культурной преемственности и связи с предками. Это ставит совершенно по-новому вопрос об ответственности археологов и их роли в "формировании идентичностей", ибо теперь мы имеем дело с "множественным прошлым". Особенно сложно, если речь идет о спорных территориях или борьбе за историческое наследие, когда между соседними группами ведется борьба за древнее наследие, и каждая из сторон пытается приписать местные древние памятники именно своим предкам.

  • НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОГРАФ Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

    МАССОВ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ — 2013 г.

    Статья посвящена истории появления и анализу текста, обнаруженного в Отделе рукописей РНБ неизвестного автографа Н.Н. Миклухо-Маклая. Автограф представляет собой дарственную надпись ученого великому князю Константину Николаевичу на брошюре с текстом лекций Н.Н. Миклухо-Маклая, которые он прочитал о своих путешествиях в Императорском русском географическом обществе осенью 1882 г. Находка автографа и факт подношения брошюры великому князю открывает еще один эпизод в биографии Н.Н. Миклухо-Маклая и его отношениях с "сильными мира сего". История появления брошюры и, в особенности, правка ее текста, проведенная Н.Н. Миклухо-Маклаем, позволяет поставить вопрос об аутентичности некоторых текстов его работ, включенных в шеститомное "Собрание сочинений". Более того, характер этой правки ставит на повестку дня всестороннее исследование естественнонаучных и общественно-политических взглядов Н.Н. Миклухо-Маклая.

  • НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПОЛЕВЫХ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА

    , , СНЕСАРЕВ Г.П. — 2013 г.

  • НОВЫЕ СОЛИДАРНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ: ОТ ДИСКУССИИ К ДЕЙСТВИЮ (НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ “ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ”)

    КСЕНОФОНТОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА — 2013 г.

    События последнего времени (политическая и гражданская активность в России зимой 2011/2012 г. и ее продолжение весной 2012 г.) вызвали бум изучения протестного движения и, в частности, роли новейших технологий в появлении и развитии движения. В связи с этим интересен и вопрос об основаниях новых солидарностей, образовавшихся в Интернете. Что заставляет людей символически объединяться с другими протестующими, какие общие взгляды они разделяют и каковы границы общности “своих”?

  • О БИОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ИНТЕРВЬЮ С ЯНОМ ХАРТМАНОМ

    КОЖЕВНИКОВА МАГДАЛЕНА — 2013 г.

    The article is an interview with Jan Hartman, professor at Jagiellonian University, on a range of issues in the present state of bioethics and biomedical research.

  • О ГРАНИЦАХ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО: БИОЭТИКА, ПОСТГУМАНИЗМ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    СОКОЛОВСКИЙ С.В. — 2013 г.

  • О КАВКАЗЕ И ЕГО ГРАНИЦАХ

    ЯМСКОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ — 2013 г.

    Автор последовательно рассматривает существующие в литературе различные трактовки Кавказа как историко-этнографической области, нескольких соседних физико-географических областей и их частей (причём относящихся к разным природным странам), геополитического региона, историко-географического (или культурно-географического) региона, и соответствующие принципиально разные основания для определения его пространственных границ. Наиболее распространено историко- географическое понимание Кавказа и его границ, берущее свое начало в эпоху формирования территории Российской империи и закрепившееся в общественном сознании в советский и постсоветский периоды. Такое представление о Кавказе и его границах сформировало кавказскую территориальную идентичность у той части армян и азербайджанцев, которые проживают в пределах государств Закавказья (Южного Кавказа).

  • О ПРИНЦИПАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ

    ТУМАРКИН ДАНИИЛ ДАВЫДОВИЧ — 2013 г.

    В статье рассматриваются принципы дальнейшего изучения жизни и научного наследия Н.Н. Миклухо-Маклая, содержится полемика с А.Я. Массовым по этой проблематике, поднимается вопрос об организации новой этнографической экспедиции на Берег Маклая.

  • О РОЛИ РЫБОЛОВСТВА У ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

    ВЕЛИКАЯ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА — 2013 г.

    Роль рыболовства у гребенцов не оставалась неизменной. В так называемый вольный период рыболовство определило особенности системы жизнеобеспечения и расселения казаков, многие черты духовной культуры. В ХVIII – первой половине ХIХ в. появляется ряд правительственных ограничений и запретов, но выловленная в Тереке рыба продолжает оставаться одним из главных источников благосостояния гребенцов (ее употребляют в пищу, продают и обменивают). Во второй половине ХIХ – начале ХХ в. рыболовство вступает в полосу кризиса, перестает играть сколько- нибудь заметную роль в системе жизнеобеспечения, однако и в это время сохраняет свой высокостатусный характер.

  • О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ АФРИКАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

    ЛЬВОВА ЭЛЕОНОРА СЕРГЕЕВНА — 2013 г.

  • О.И. КУРТО. РЕЦ. НА: СУН ЧЖАО-ЛИНЬ, ЛИ ЛУ-ЛУ. ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ КИТАЯ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ / ПЕР. С КИТ. ЯЗ. М.: ВОСТ. ЛИТ., 2012

    КУРТО ОЛЬГА ИГОРЕВНА — 2013 г.

  • ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБСКО-УГОРСКОЙ ЭТНОГРАФИИ

    СОКОЛОВА ЗОЯ ПЕТРОВНА — 2013 г.

    В статье анализируются дискуссионные проблемы обско-угорской этнографии в контексте ее развития в ХХ в., касающиеся исторической этнографии и современного положения обских угров и других народов Севера. Особо рассматривается вклад сотрудников Института этнологии и антропологии РАН и других научных центров в решение этих проблем. Статья основана на 60-летнем опыте работы автора среди хантов и манси.

  • ОТНОШЕНИЕ К МЕЖЭТНИЧЕСКИМ БРАКАМ В СОВРЕМЕННОЙ КАЛМЫКИИ

    НАМРУЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА — 2013 г.

    Межэтническая (смешанная) семья является фактором этнокультурного сближения, она способствует ассимиляционным процессам. Отношение к смешанной семье остается весьма противоречивым – от их одобрения до неприятия. В статье рассматривается данное социальное явление с помощью статистических данных и результатов социологического исследования.

  • ОЧЕРК СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ У ШОРЦЕВ (ЧАСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ)

    ФУНК ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ — 2013 г.

    В статье обсуждаются теоретические проблемы 1 культурных традиций / традиций в культуре. Автор, основываясь на собственных наблюдениях последних трех десятилетий за эпической традицией шорцев – небольшого тюркского народа на юге Западной Сибири, – анализирует феномен “последнего” в культуре и представления о передаче традиции от поколения к поколению.