Архив научных статейиз журнала «Этнографическое обозрение»
-
ПЛАТОК И ХИДЖАБ. ПАПАХА И ЧАЛМА. О НАЦИОНАЛЬНЫХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ В КОСТЮМЕ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
ДОДЕ ЗВЕЗДАНА ВЛАДИМИРОВНА — 2013 г.
Статья представляет собой попытку продемонстрировать закономерности функционирования в культуре горских народов Северного Кавказа тех элементов костюма, семантика которых в настоящий момент подвергается переосмыслению, что ведет к "перекодировке" основополагающих ценностей горского менталитета в ходе нового витка исламизации в автохтонной среде. В современной культуре народов Северо-Кавказского региона традиционная основа, связанная с осмыслением места и роли мужчины и женщины в обществе, подвергается переработке в духе исламских нововведений. В статье рассматриваются знаковые элементы женского и мужского костюма, маркирующие гендерные и социальные стереотипы поведения в системе народных северокавказских традиций и в контексте исламских ценностей.
-
ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД АЗИАТСКИХ ЭСКИМОСОВ И СОВРЕМЕННОЕ РИТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НОВОГО ЧАПЛИНО И СИРЕНИКОВ
ОПАРИН ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ — 2013 г.
Статья посвящена распространенной среди азиатских эскимосов практике кормления духов. Поминальная церемония является наиболее организованным и ритуализированным видом кормления. Автор подробно описывает современный поминальный обряд азиатских эскимосов, показывает его вариативность и выделяет отдельные черты современного социального и ритуального контекста, в котором он отправляется.
-
ПРАРОДИНЫ В СОВРЕМЕННОСТИ И В ПРОШЛОМ: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОПАСНОЙ КОНЦЕПЦИИ
КОЛ ФИЛИП — 2013 г.
В статье под критическим углом зрения рассматривается, как археологи используют проблемную и романтическую концепцию прародины и злоупотребляют ею, в особенности если под этим понимают место обитания древних предков, т.е. территорию, которая устанавливается [условно] по весьма нечетким археологическим данным и небесспорным лингвистическим реконструкциям. Место обитания предков обычно описывается в максималистских терминах и получает максимальный географический охват, часто нарушая границы [аналогичных] прародин, на которые претендуют соседние народы. Так как такие прародины обычно призваны создать или расширить групповую территориальную целостность, они часто влекут напряженность между разными народами, что способно привести к насилию и этническим конфликтам. В итоге автор ставит вопрос об этической ответственности археологов, работающих в таких районах, которые разные народы называют своими прародинами.
-
ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДОМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО СВОЕОБРАЗИЯ РЫБОЛОВОВ ДОНСКОЙ ДЕЛЬТЫ (XVIII–XXI ВВ.)
ВЛАСКИНА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА — 2013 г.
Статья посвящена рыболовецкому сообществу, которое сложилось в дельте Дона после завоевания Россией северо-восточного Приазовья. Дается краткий очерк природно-климатических условий и процессов формирования современного населения. Внимание сосредоточено на особенностях мировоззрения жителей хуторов станицы Елизаветинской. На основе анализа устных нарративов конструируется модель наивной картины мира, выявляются последствия системного воздействия природно- хозяйственных факторов: рыболовецкой моноспециализации и специфических условий проживания. Обосновывается вывод о ведущей роли рыболовецкого промысла в формировании этнографического своеобразия локальной этносоциальной общности.
-
ПРОВЕДЕНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СТРАНАХ С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ: ЭТИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ
КУРЛЕНКОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА — 2013 г.
В статье дан обзор биоэтической полемики, разворачивающейся вокруг проведения международных клинических исследований, а также некоторых социокультурных аспектов общения "западных" ученых и участников научных исследований из "развивающихся" стран.
-
РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (ПАМЯТИ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ СУХАРЕВОЙ, 1903-1983)
ЧВЫРЬ ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА — 2013 г.
During the last decades, due to global shifts in both international and domestic culture, notions of the traditional folk art and its place in the contemporary artistic life have become blurred and imprecise. The article discusses the issue of specificity of folk art as a whole (taking into account both its performative, folkloric and its non-verbal, "material", i.e. decorative and applied dimension). In the author's view, the core feature setting the folk art apart from other types of art consists in its belonging to the so called oral form of culture that is characterized by a particular mythological or folkloric consciousness. It is in the folk life milieu that the surviving elements of oral traditions define such facets of art as collectivity, canonicity, and improvisation.
-
РАХМАТ РАХИМОВИЧ РАХИМОВ
2013
-
РЕЦ. НА КН.: Н.Е. МАЗАЛОВА. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ “ЗНАЮЩЕГО” (XIX – НАЧАЛО XXI В.). СПБ.: ПЕТЕРБУРГСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, 2011. 304 С., ЦВ. ИЛЛ
ХРИСТОФОРОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: ETHNOGRAPHY AND THE CORPORATE ENCOUNTER: REflECTIONS ON RESEARCH IN AND OF CORPORATIONS. N.Y.-L., 2010
БОГАТЫРЬ НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: IBOS C. QUI GARDERA NOS ENFANTS? LES NOUNOUS ET LES MèRES: UNE ENQUêTE DE CAROLINE IBOS. PARIS, 2012
ДЕМИНЦЕВА ЕКАТЕРИНА БОРИСОВНА — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: PILIPINAS MUNA! ФИЛИППИНЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО: К 80-ЛЕТИЮ ГЕННАДИЯ ЕВГЕНЬЕВИЧА РАЧКОВА. СПБ., 2011
ТУТОРСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: А.В. ЧЕРНЫХ, Т.Г. ГОЛЕВА, С.А. ШЕВЫРИН. ЭСТОНЦЫ В ПЕРМСКОМ КРАЕ: ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ. СПБ., 2010
ШЛЫГИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: А.М. РЕШЕТОВ. МАТЕРИАЛЫ К БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ РОССИЙСКИХ ЭТНОГРАФОВ И АНТРОПОЛОГОВ. XX ВЕК. СПБ., 2012
АЛЫМОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН: СБОРНИК СТАТЕЙ. М., 2011
ДАРИЕВА ЦЫПЫЛМА — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: В.А. ТУРАЕВ. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ЭВЕНКИ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В XX ВЕКЕ. ВЛАДИВОСТОК, 2008
СИРИНА АННА АНАТОЛЬЕВНА — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: ВОСТОК РОССИИ: МИГРАЦИИ И ДИАСПОРЫ В ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. РУБЕЖИ XIX–XX И XX–XXI ВВ. / В.И. ДЯТЛОВ (НАУЧ. РЕД.). ИРКУТСК: ОТТИСК, 2011. 624 С
АБАШИН CЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: Е.Г. БЕЛАЯ. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЙ БЫТ СОВРЕМЕННОГО ХАРБИНА: МОНОГРАФИЯ. ВЛАДИВОСТОК: ИЗД-ВО ДВГТУ, 2011. 239 С
КУРТО ОЛЬГА ИГОРЕВНА — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: Н.Н. КОНСТАНТИНОВ. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 1944–1991 ГГ. В ИСТОРИОГРАФИИ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА. ЕКАТЕРИНБУРГ, 2012
ЧЕШКО СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: Р.В. ШИЖЕНСКИЙ. ФИЛОСОФИЯ ДОБРОЙ СИЛЫ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ДОБРОСЛАВА (А.А. ДОБРОВОЛЬСКОГО). ПЕНЗА, 2012
ШНИРЕЛЬМАН ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2013 г.
-
РЕЦ. НА: Т.И. ТРОШИНА. ДИНАМИКА И НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ (ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ ХХ ВЕКА): МОНОГРАФИЯ. АРХАНГЕЛЬСК: ПОМОРСКИЙ УН-Т, 2011. 336 С., ИЛ
ПУШКАРЕВА НАТАЛЬЯ ЛЬВОВНА — 2013 г.