научный журнал по истории и историческим наукам Этнографическое обозрение ISSN: 0869-5415

Архив научных статейиз журнала «Этнографическое обозрение»

  • ЭТНОЦЕНТРИЗМ КАК ФЕНОМЕН ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЕГО ГЕНЕЗИСА, СТРУКТУРЫ, ФОРМ И УРОВНЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ

    ДЕРБИШЕВА-САЗЕРЛЭНД ОНОЛА — 2014 г.

    Статья посвящена исследованию генезиса и эволюции понятия “этноцентризм” и выработке на этой основе авторской концепции содержания, структуры, форм и уровней проявления данного социально-психологического феномена.

  • ЯЗЫК КРЕСТЬЯНСКОГО ПРАВОСУДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.: ОТ УСТНОГО К ПИСЬМЕННОМУ

    КРЮКОВА СВЕТЛАНА СТАНИСЛАВОВНА — 2014 г.

    В статье впервые рассматривается роль писаного права в условиях пореформенного развития России, его проникновение в преимущественно устную крестьянскую культуру, опиравшуюся на обычно-правовые нормы в регулировании повседневных правоотношений. В статье показано разнообразие письменных актов, которые получали все большее распространение в крестьянской среде. Имея силу судебного доказательства, они зачастую фигурировали в судебной практике. Благодаря реформе 1864 г. институты правосудия становятся каналами трансляции понятий официальной юстиции и способствуют укреплению письменной формы права в крестьянской среде.

  • “МЕСТА СИЛЫ”, “ДУХИ ДОЛЬМЕНОВ” И “ЗНАНИЯ ПЕРВОИСТОКОВ”: АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ И ДВИЖЕНИЕ NEW AGE “АНАСТАСИЯ”

    АНДРЕЕВА ЮЛИЯ ОЛЕГОВНА — 2014 г.

    Статья посвящена популярным объектам почитания в среде российского New Age - дольменам Краснодарского края. Особенную известность они получили после публикации книг Владимира Мегре о девушке Анастасии, рассказавшей автору секреты их строительства и благотворного воздействия на людей. Мегалиты становятся ареной столкновения археологов, эзотериков, местных жителей и туристов. Использование археологических памятников различными группами для доказательства собственных воззрений - явление, характерное для многих стран.

  • “НАШ ПОДАРОК ЭТОМУ МИРУ”: АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ НАСИЛИЯ В ПРАКТИКАХ БОЙЦОВСКОГО КЛУБА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    ЗИНОВЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2014 г.

    В статье анализируется специфика применения насилия в коммуникации кулачного боя участниками одного из бойцовских клубов Санкт-Петербурга. Эмпирический материал был собран с использованием метода включенного наблюдения и интервью. В работе раскрываются принципы организации кулачных боев в клубе, а также формальные и неформальные нормы, контролирующие уровень допустимого насилия в практиках. Основным фокусом данной статьи является анализ значения физического насилия для конструирования маскулинности участниками бойцовского клуба.

  • “СПАСИБО ЗА ПОЧКУ!”: ВЛАСТЬ И ПОТРЕБЛЕНИЕ В ORGAN THEFT LEGENDS

    ПАНЧЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2014 г.

    Статья посвящена так называемым “легендам о трансплантации органов”, известных в англоязычной академической традиции как organ theft legends или baby parts stories. Западная фольклористика насчитывает ряд обстоятельных работ, посвященных этой теме; в России она практически не исследовалась. Речь идет о сюжетной схеме, которая, по всей видимости, знакома многим читателям: человека похищают либо умерщвляют, чтобы получить донорские органы и ткани для трансплантации. Своеобразными “символическими ориентирами”, обеспечивающими распространение organ theft legends, следует считать представления о власти и социально-экономическом доминировании одних общественных групп, наций или государств над другими, а также коллективные страхи “общества риска”, метонимически превращающие утрату индивидуальной идентичности в потерю контроля над собственным телом.

  • . БИОВЛАСТЬ: ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КОНЦЕПТА В АНТРОПОЛОГИИ

    ТИЩЕНКО ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ — 2013 г.

    Рассмотрен эвристический потенциал концепта биовласти в антропологии на примере исследований рас, репродуктивных технологий и геномики, проведенных Полом Рабиноу и Николасом Роузом. Высказано предположение о формировании новой модели биовласти, которая строится на основе идеи менеджмента здоровья в сложной структуре гетерогенных научных и традиционных медицинских практик.

  • АЛТАЙСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ И АРХЕОЛОГИЯ

    МИХАЙЛОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — 2013 г.

    В работе исследуется взаимовлияние археологии и алтайского национализма. Показаны роль идей областничества в формировании алтайского национального дискурса и влияние политической конъюнктуры на особенности этнических реконструкций археологических материалов Алтая в советское время. Также рассматривается роль алтайской интеллигенции в формировании и распространении этноисторических мифов. Особое внимание уделено политическим и социально-экономическим факторам, определяющим основные особенности взаимоотношений археологии и алтайского национализма на современном этапе.

  • АРХЕОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО - ПРОБЛЕМНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. ВВЕДЕНИЕ К ДИСКУССИИ

    ШНИРЕЛЬМАН ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2013 г.

  • БАБИН ДЕНЬ В ТРАДИЦИИ АЛБАНЦЕВ ПРИАЗОВЬЯ: МАТЕРИАЛЫ ЭКСПЕДИЦИЙ 1998– 2011 ГГ

    НОВИК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2013 г.

    На юге Украины расположены четыре села с албанским населением: Жовтневое в Одесской обл., Георгиевка, Девнинское и Гаммовка в Запорожской обл. До конца ХХ в. албанцы отмечали Бабин день – праздник повивальных бабок и рожениц, который был заимствован потомками выходцев из юго-восточной Албании во время длительного совместного проживания с болгарами и гагаузами в Восточной Болгарии, а затем трансформировался в ходе миграции и дальнейшей адаптации в Буджаке и Приазовье. Многочисленные сценарии проведения праздника и анализ его акционального кода могут помочь в локализации происхождения и путях миграции данной этнической группы, около пятисот лет проживающей вне основного албаноязычного массива.

  • БИОМЕДИЦИНСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

    ЮДИН БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ — 2013 г.

    В статье рассматривается практика проведения современных биомедицинских исследований. Отмечается, что этическое регулирование таких исследований может быть интерпретировано не только как совокупность специфических социальных технологий, но и как фундаментальное переосмысление социальной роли человека как испытуемого, связанное с уважением его автономии и человеческого достоинства.

  • БИОЭТИКА И АНТРОПОЛОГИЯ

    КУРЛЕНКОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА — 2013 г.

    В статье говорится о возможностях антропологических исследований в области биоэтики на примере опыта подобной работы в США. Дается обзор биоэтических проблем, лежащих в поле культурной и медицинской антропологии; приводятся примеры эмпирических исследований социокультурного контекста оказания/получения медицинской помощи и проведения биомедицинских экспериментов, осуществляемых представителями социальных наук в США. Эти работы могут послужить стартовой моделью для подобных исследований в отечественной антропологии

  • ВИКТОР ИВАНОВИЧ КОЗЛОВ

    2013

  • ВИТАЛИЙ БОРИСОВИЧ ВИНОГРАДОВ

    ВЕЛИКАЯ Н.Н. — 2013 г.

  • ВОДНОЕ БОЖЕСТВО: МАГИЯ РАСЧЕСЫВАНИЯ ВОЛОС КАК ПРЕДПОСЫЛКА К СОТВОРЕНИЮ БЫТИЯ (ПО СЕВЕРНОРУССКИМ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)

    КРИНИЧНАЯ НЕОНИЛА АРТЕМОВНА — 2013 г.

    В статье рассматриваются магические функции мифологического персонажа - архаической предшественницы водяницы/русалки. Этот женский персонаж основывается на представлениях о претворении изначального хаоса в космос. Посредством расчесывания волос данное мифическое существо вносит упорядоченность в устройство мироздания, творит бытие социума и индивида, стимулирует непрерывность круговорота смертей и возрождений. Будучи со временем ассимилированным духами-"хозяевами" воды, рассматриваемый женский персонаж и сам оказал на них влияние.

  • Г.В. ДЛУЖНЕВСКАЯ. РЕЦ. НА: В.А. ПРИЩЕПОВА. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ПО НАРОДАМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIXНАЧАЛА XX ВЕКА В СОБРАНИЯХ КУНСТКАМЕРЫ: МОНОГРАФИЯ / ОТВ. РЕД. Д.И.Н. Н.Г. КРАСНОДЕМБСКАЯ. СПБ.: НАУКА, 2011. 452 С., ИЛ

    ДЛУЖНЕВСКАЯ ГАЛИНА ВАЦЛАВНА — 2013 г.

  • Г.П. СНЕСАРЕВ И ПОЛЕВОЕ ИЗУЧЕНИЕ “РЕЛИГИОЗНО-БЫТОВЫХ ПЕРЕЖИТКОВ”

    , АЛЫМОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ — 2013 г.

    Статья посвящена жизни и научной деятельности этнографа и религиоведа Г.П. Снесарева. В ней рассматриваются вопросы методики полевой работы, этические и эпистемологические проблемы исследования религии в советское время. В работах Снесарева выделяется сочетание элементов функционалистской исследовательской стратегии и метода пережитков. На примере творчества ученого показано отношение советских религиоведов к категоризации религии как “пережитка” и их представления о сочетании традиционного и современного.

  • ГДЕ КОНЧАЕТСЯ КАВКАЗ И ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ИСТИНА?

    АРУТЮНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2013 г.

    Автор этой реплики, рассматривая различные критерии определения границ Кавказа, склоняется к выводу, что этнографические и лингвистические критерии вряд ли могут быть в данном случае успешно применены, и отдает предпочтение физико- географическим и политическим критериям, особенно настаивая на том, что южная граница Кавказа должна совпадать с современными северо-западной границей Ирана и северо-восточной границей Турции, оставляя эти страны за пределами региона.

  • ГИБРИДЫ И ХИМЕРЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО: ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ЭТИКА

    КОЖЕВНИКОВА МАГДАЛЕНА — 2013 г.

    В статье рассматриваются достижения биотехнологии, имеющие отношение к созданию гибридов и химер человека и животного, в контексте изменения природы человека. Делается обзор как исторических, так и современных экспериментов в данной сфере. Поднимаются этические вопросы, связанные, среди прочего, с открывающимися возможностями кардинального изменения человеческой природы.

  • ДИСЦИПЛИНА И ПРАКТИКА: “ПОЛЕ” КАК МЕСТО, МЕТОД И ЛОКАЛЬНОСТЬ В АНТРОПОЛОГИИ (ПЕР. С АНГЛ. С.В. СОКОЛОВСКОГО, О.А. ПОВОРОЗНЮК)

    , , ГУПТА А., ФЕРГЮСОН Д. — 2013 г.

  • ЖЕНЩИНЫ МАКЛАЯ

    ТУМАРКИН ДАНИИЛ ДАВИДОВИЧ — 2013 г.

    В статье рассматриваются перипетии интимной жизни выдающегося русского путешественника и ученого Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888), образ которого окутан пеленой легенд и преданий. Автор опровергает версию о педофилии и бисексуальности "белого папуаса".