научный журнал по истории и историческим наукам Этнографическое обозрение ISSN: 0869-5415

Архив научных статейиз журнала «Этнографическое обозрение»

  • ЗАГАДОЧНЫЙ СЮЖЕТ ИЗ ЭТНОГРАФИИ КОРЯКОВ (ИСТОРИЯ ОДНОГО МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ)

    ХАХОВСКАЯ ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА — 2013 г.

    Описан корякский шаманский пояс с антропоморфной розеткой необычной формы. Выявлены близкие художественные каноны в культурах северных аборигенных народов и аналогичные иконографии у северо-восточных палеоазиатов. На основании полевого исследования среди коряков с. Верхний Парень Северо-Эвенского р-на Магаданской обл. установлено соответствие данного изображения образу ребенка. В декоративно-прикладном искусстве коряков выявлено морфологически разработанное оформление половозрастного статуса антропоморфных изображений.

  • ЗАКАМСКИЕ УДМУРТЫ: ТРАДИЦИЯ ПАРАДОКСОВ (ЭТНОМУЗЫКОВЕДЧЕСКИЙ ЭТЮД)

    НУРИЕВА ИРИНА МУРТАЗОВНА — 2013 г.

    В статье раскрывается специфика песенной культуры закамских удмуртов, проживающих на территории Башкортостана. На основе анализа опубликованных и полевых материалов делается вывод о постепенной “тюркизации” музыкального языка местных удмуртов. Впервые в научный оборот вводятся архивные аудиоматериалы, которые обнаруживают не описанный ранее в удмуртской этнографии феномен гендерной дифференциации при исполнении обрядовых напевов.

  • ЗАМЕТКИ О ПРИНЦИПАХ ВЫДЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ В ГЕОГРАФИИ И АНТРОПОЛОГИИ

    СОКОЛОВСКИЙ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ — 2013 г.

    Статья представляет собой введение в дискуссию по работе Р.А. Топчишвили о границах Кавказа, публикуемой в этом номере журнала. Особое внимание уделяется принципам этнографического районирования, проблеме институализации региональных специализаций в этой дисциплине, а также вопросам построения интегральных классификаций в регионалистике вообще и при этнографическом районировании, в частности. Эти сюжеты рассматриваются на фоне истории этнографической регионалистики в антропологии.

  • ЗАСЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НОВОГО СВЕТА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    БЕРЕЗКИН ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ, ВАСИЛЬЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ДЫБО АННА ВЛАДИМИРОВНА, КОЗИНЦЕВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ, СЛОБОДИН СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, ТАБАРЕВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2013 г.

    Проблема происхождения аборигенов Америки одна из волнующих глав мировой истории. В статье изложены результаты исследования процессов заселения Нового Света, которое основано на синтезе данных палеогеографии, четвертичной геологии, археологии, физической антропологии, молекулярной генетики, лингвистики, фольклористики, изучении древнего изобразительного искусства. Они указывают на азиатский очаг прародины индейцев, находившийся на территории от Саяно-Алтая до северо-восточного Китая.

  • ЗИМНЕЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ 2011/2012 ГГ.: ДВЕ ТАКТИКИ МОБИЛИЗАЦИИ И САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

    ГРОМОВ ДМИТРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ — 2013 г.

    Зимой 2011/2012 г., накануне президентских выборов в России, проходили массовые акции как против В.В. Путина, так и в его поддержку. В статье проанализированы два митинга с противоположными политическими позициями; выявлены различия мобилизационных систем, социального состава, особенностей самопрезентации и поведения их участников. С помощью структуралистского подхода и теории П. Бурдьё выявлены характеристики групп, поддерживающих Путина и выступающих против него.On the eve of presidential elections in Russia during the winter of 2011/2012, there were mass activities both against and for Vladimir Putin. The article discusses two rallies with opposite political stances, and analyzes differences in mobilization systems, social composition, and specifi cities of self-representation and behavior of their participants. Drawing on Bourdieu's structural approach, the author examines the makeup of the groups that supported Putin and that acted against him.

  • ИЕЗУИТСКИЕ МИССИИ (РЕДУКЦИИ) ИСПАНСКОЙ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СИМБИОЗА КУЛЬТУР

    РАКУЦ НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ — 2013 г.

    В статье рассматривается проблема межкультурного взаимодействия индейцев и европейцев на примере иезуитских миссий испанской Южной Америки. В отличие от других моделей колонизации, направленных, осознанно или нет, на закабаление или истребление коренного населения, иезуитские миссии дают, пожалуй, единственный в своем роде пример сосуществования культур, которое сформировалось посредством инкультурации, хотя цели индейцев и миссионеров при этом совершенно различались.

  • ИЗ ИСТОРИИ КАЛМЫЦКОЙ ЭМИГРАЦИИ ХХ ВЕКА В ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ И США

    ШАРМАНДЖИЕВ ДОРДЖИ АДЬЯНОВИЧ — 2013 г.

    В статье рассматривается история появления калмыцких общин в странах Европы и США в результате двух волн эмиграции в ХХ в. Также рассказывается об общественно-политической деятельности калмыцких эмигрантов в странах Запада, показаны адаптивные способности калмыцких диаспор в этих государствах.

  • ИМПЕРСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИМПЕРИИ: СОВЕТСКАЯ ХОРЕЗМСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

    АРЖАНЦЕВА ИРИНА АРКАДЬЕВНА — 2013 г.

    Статья посвящена истории Хорезмской археолого-этнографической экспедиции от ее начала (1937 г.) до самых последних работ (1997 г.) уже после распада СССР. В Хорезмской экспедиции выделяются три этапа: довоенный (1937-1941 гг.), послевоенный - самый плодотворный, широкомасштабный и успешный (1945-1970-е гг.) - и заключительный (1980-е - 1997 гг.), когда (особенно после распада Союза) работы постепенно сокращались и сворачивались. Автор анализирует "феномен Хорезмской экспедиции", с точки зрения современного поколения археологов, уделяя большое внимание личности создателя ХАЭЭ, выдающегося ученого и организатора С.И. Толстова.

  • ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ СЕГОДНЯ

    ПИВНЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА, ТИШКОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2013 г.

    Статья, приуроченная к 80-летнему юбилею Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, содержит обзор научной и организационной деятельности института за 2008-2012 гг. Представлены основные направления работы и важнейшие достижения, обеспечивающие сохранение за ИЭА РАН статуса ведущего в России исс ледовательского центра в области этнологии, социально-культурной и физической антропологии.

  • ИРАНСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ДЕМОНОЛОГИИ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ

    СЕМЕНОВ ИГОРЬ ГОДОВИЧ — 2013 г.

    В статье обосновывается точка зрения о том, что горско-еврейская демонология впитала в себя множество элементов соседних кавказских народов, но, тем не менее, наиболее устойчивые элементы горско-еврейской демонологии своими корнями связаны с миром культуры иранских народов. Все соответствующие демонологические персонажи носят привычные для горских евреев иранские названия и имеют надежную горско-еврейскую этимологию. Это Серови, Нумнегир, Вечехур и, возможно, другие.

  • ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОЭКОЛОГИИ

    ЯМСКОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ — 2013 г.

    В статье рассматривается история развития этноэкологии после 1983 г., осуществлявшегося преимущественно силами сотрудников Института этнографии АН СССР -ИЭА РАН, с выделением и краткой характеристикой 3-х основных этапов. Представлен сжатый обзор истории появления и содержания тех областей знания, на основе которых возникла этноэкология: исследования хозяйственно-культурных типов, ан-тропогеоценозов и этноэкосистем, адаптивных функций и компонентного состава культуры, популяционного долгожительства как индикатора успешной адаптации. Сформулированы взгляды автора на возможные задачи и основные понятия этноэко-логии и ее место в системе наук.

  • К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ С ПОЛИКАМИ

    ОРФИНСКАЯ ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА, СТЕПАНОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — 2013 г.

    В статье на основе комплекса археологических, изобразительных и этнографических источников рассматривается вопрос о происхождении кроя русской традиционной рубахи с плечевыми вставками – поликами. Основными являются данные археологии – находки из захоронений Вознесенского монастыря Московского Кремля XVI–XVII вв. Изучаются детали изображений XII–XVIII вв., показывающих декор и особенности кроя русской одежды. На основе этих данных делается вывод о начале формирования кроя рубах с плечевыми вставками уже в XI–XIII вв. и его дальнейшем развитии в женской рубахе по пути унификации кроя.

  • КАКУЮ ТЕРРИТОРИЮ ОХВАТЫВАЕТ КАВКАЗ?

    ТОПЧИШВИЛИ РОЛАНД АНДРЕЕВИЧ — 2013 г.

    Границы Кавказа определялись и определяются в соответствии с различными параметрами. Общеизвестно политическое определение южной границы Кавказа, которая совпадала с рубежами советского государства. С точки зрения автора, Кавказский регион охватывает гораздо более обширную площадь. Он рассматривает предложенную исследователями Исмаиловым и Папавой инновационную структурализацию Кавказа. Вместо Северного Кавказа и Закавказья они выделяют Северный Кавказ, Центральный Кавказ и Южный Кавказ. В их структурализации Закавказье именуется Центральным Кавказом, а кавказская часть территорий Турции и Ирана – Южным Кавказом. Соглашаясь с отнесением части территории Турции и Ирана к Кавказу, автор высказывает аргументы против этой трехчастной структуры и выступает за целостность Южного Кавказа, включающего в себя как Грузию, Армению и Азербайджан, так и часть турецкой и иранской территории.

  • КАРНАК - КОГНИТИВНЫЙ БАРЬЕР? (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЯДОВ СТЕЛ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ V ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ В СВЕТЕ ДАННЫХ ЭТНОЛОГИИ И АРХЕОЛОГИИ ЕВРАЗИИ)

    КАССЕН СЕРЖ — 2013 г.

    Необыкновенный археологический комплекс Карнак, расположенный на атлантическом побережье Западной Франции - это несколько тысяч стоящих камней, образующих параллельные ряды протяженностью в километры, природа и назначение которых до сих пор дискуссионны, несмотря на то что поиски объяснений длятся с конца XVIII в. Этот комплекс интерпретировали и как храм, и как церемониальный проспект, и как некрополь, и как астрономическую обсерваторию, но ни одно из этих отдельных понятий не может быть принято современной наукой и не дает ключа к решению этой исторической загадки. Автор данной статьи приходит к выводу, что было бы примечательно, если бы Карнак, "открытый" на фоне данных евразийской археологии и этнографии, нашел признание в исходном назначении неолитического памятника атлантического побережья - назначении когнитивного барьера.

  • КЛОНИРОВАНИЕ ЛЮДЕЙ И ПРОБЛЕМА СТАТУСА КЛОНА

    КОЖЕВНИКОВА МАГДАЛЕНА — 2013 г.

    В статье в контексте биотехнологии и этики рассматриваются технология и перспективы клонирования человека. Анализируются этические стороны этой проблемы, а также выраженное посредством текстов культуры восприятие данной проблематики со стороны общества (является ли клон человеком, какое место в социуме ему выделяется и т.д.). Представлены основные аргументы за и против антропологического клонирования.

  • КОНФЛИКТЫ ИНТЕРЕСОВ У ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

    ЛОО САНА — 2013 г.

    В данной статье автор рассматривает широкий спектр возможных конфликтов интересов в исследованиях, включая те, которые проходят с участием человека. Автор указывает на то, что конфликт интересов это обычное явление, которое может проявляться во многих ситуациях и на многих уровнях исследования. В ситуации, когда конфликт интересов останется неопределенным и нерешенным, это может привести к нарушению исследовательской этики и даже сказаться на достоверности самого исследования. Главная задача всех сторон осознать существование конфликта и научиться управлять им.

  • КОНЦЕПЦИЯ ПОЛЯ И ПОЛЕВОЙ РАБОТЫ В РАННЕЙ СОВЕТСКОЙ ЭТНОГРАФИИ

    , АРЗЮТОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, КАН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2013 г.

    Настоящая статья посвящена проблеме концептуализации поля в ранней советской этнографии. Авторы показывают динамику формирования идеи поля в многочисленных пересечениях дискурсивных полей в рамках ленинградской школы этнографии. За основу анализа взяты три периода истории формирования концепции поля: 1) полевой опыт В.Г. Богораза и Л.Я. Штернберга в период их ссылки и сотрудничества с “отцом американской антропологии” Францем Боасом; 2) опыт концептуализации поля, осуществленной Богоразом и Штернбергом в полевых программах и курсе лекций для первого поколения советских этнографов; 3) применение этого опыта и переосмысление поля учениками в контексте истории советской этнографии периода 1920–1930-х гг.

  • КУЛИНАРНОЕ НАСЛЕДИЕ БРЕТОНЦЕВ ФРАНЦИИ: ТРАДИЦИИ И СИМВОЛЫ

    ЛЮБАРТ МАРГАРИТА КЕМАЛЬЕВНА — 2013 г.

    В статье рассматриваются три элемента, ставшие своего рода реноме бретонской кухни. Давно известные в питании населения Бретани, они имеют традиционные технологии приготовления, которые породили специфическую утварь, рецептуру, обычаи. Блины, сидр и масло являлись в течение веков как будничной, так и праздничной, а также обрядовой и символической едой. С утратой позиций “традиционной” кухни и модой на кухню буржуазную они на несколько десятилетий приобрели статус “непрестижных”, однако в 1960-е гг., с возникновением новой волны интереса к бретонской культуре, ситуация меняется. Сегодня растет количество новых рецептов с участием этой “триады”, а блины и сидр получают все большее распространение и в общественном питании.

  • КУЛЬТ ПИСЬМА И ПИСЬМЕННАЯ МАГИЯ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ: ФОРМЫ, ИСТОКИ, СУФИЙСКИЙ ФАКТОР

    ХАТУЕВ РАШИД ТОХТАРОВИЧ — 2013 г.

    В статье освещается тема магических воззрений и оккультной практики, связанных с бытованием письменной культуры и распространением суфийского течения ислама у ряда северокавказских народов (абазин, адыгов, балкарцев, карачаевцев, ногайцев) в эпоху этнографической современности.

  • КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ ГОРОДСКИХ ТАТАР (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX В.)

    ГАБДРАФИКОВА ЛИЛИЯ РАМИЛЕВНА — 2013 г.

    Изменения в системе питания являются одним из элементов трансформации традиционного татарского общества на рубеже XIX–XX вв. В рационе возникли новые продукты, блюда других национальных кухонь, изменились интерьеры столовых, посуда. Значительное влияние на это оказало развитие ресторанного дела в России. Функционировали мусульманские заведения общепита. Новым явлением стали кулинарные курсы для женщин, выход поваренной книги. В среде учащейся молодежи появились элементы быстрого питания. Предпочтения детей и родителей в еде иногда были разными. Бытовые мелочи отражали идеологические противоречия, охватившие татарское общество в конце XIX – начале XX в.