научный журнал по философии Вопросы философии ISSN: 0042-8744

Архив научных статейиз журнала «Вопросы философии»

  • О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ И МИФАХ В ИСТОРИИ РУССКОЙ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ

    ФИЛАТОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ — 2015 г.

    Когда я прочитал обсуждаемую статью, в которой С.Н. Корсаков хлестко разоблачает сложившиеся в среде историков русской философии мифы и предлагает новые ориентиры для истинной интерпретации отечественной философской мысли, мне захотелось посмотреть, что же еще автор написал по русской философии, на какой основе возникли эти весьма оригинальные идеи? Несложные в эпоху интернета поиски несколько разочаровали меня.

  • О СТАТЬЕ С.Н. КОРСАКОВА “МИФЫ И ИСТИНЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ”

    ЕРМИЧЁВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2015 г.

    В статье критически оценивается попытка С.Н. Корсакова (см. с. 69-85 наст. изд.) совершить своего рода переворот в исследованиях, касающихся истории отечественной философии. Показывается, что в реальности оснований для такого переворота нет и данная попытка не может считаться сколько-нибудь успешной.

  • О ТЕОРИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДИАЛОГ О ТОМ, ЧЕМ ОНИ БОГАТЫ И ЧЕГО В НИХ НЕДОСТАЁТ (БЕСЕДА В.А. ЛЕКТОРСКОГО И Л. ГАРАИ

    ГАРАИ ЛАСЛО, ЛЕКТОРСКИЙ В.А. — 2015 г.

    В статье-диалоге обсуждаются возможности и границы деятельностного подхода и теорий деятельности, разработанных в советской философии и психологии. Авторы демонстрируют плодотворность этого подхода в контексте развития современных философии и когнитивных наук. Вместе с тем диалог демонстрирует необходимость дополнения тех деятельностных представлений, которые были разработаны в отечественной литературе. Речь идёт как о конкретных теориях деятельности, развитых А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном, так и об общих установках деятельностного подхода. Показано, что эта проблематика касается принципиальных путей развития современных наук о человеке вообще, когнитивных наук в частности.

  • О ТРАКТАТЕ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО “О НЕИНОМ”

    ЛОСЕВ А.Ф. — 2015 г.

  • О ФИЛОСОФСКОЙ ТЕКСТОЛОГИИ, ИЛИ ЧЕМУ ДОЛЖНА УЧИТЬ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

    РЫСКЕЛЬДИЕВА ЛОРА ТУРАБЕКОВНА — 2015 г.

    Статья ставит вопрос о возможности и необходимости философской текстологии и решает его положительно в контексте методологии историко-философских исследований. Отмечается, что текстология в наши дни стала междисциплинарной и объединила большое количество филологических, исторических, психологических, социологических и других работ. Автор оценивает ее методологические перспективы, указывает на необходимость учета специфики текстовой деятельности в философии и раскрывает ее с помощью идеи автономии философского дискурса, понятий полноты философского текста и коммуникативной ситуации в философском тексте. Сформулированные в статье задачи философской текстологии призваны способствовать сохранению философии в современных условиях.

  • ОБ ОДНОЙ ПОПЫТКЕ "СПАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЕ” ("СТАТЬЯ ТРЕХ АВТОРОВ” В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ)

    ПУЩАЕВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2015 г.

    Анализируется так называемая “Статья трех авторов” “Классическая и современная буржуазная философия (Опыт эпистемологического сопоставления)”, которую более 40 лет назад совместно опубликовали М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьев и В.С. Швырев. Разбираются особенности неклассического идеала рациональности, которые лишь намечали авторы в своей статье и которые более глубоко были сформулированы в поздних философских работах главного автора “Тройственной статьи” - М.К. Мамардашвили. На основе сегодняшней культурной и общественно-экономической ситуации делается попытка показать, что как идеи Статьи трех авторов, так и философские взгляды “позднего” Мамардашвили явились любопытной, но неудавшейся попыткой “спасти Просвещение”.

  • ОБЛИК АНАРХИЗМА

    ЛОСЕВ А.Ф. — 2015 г.

  • ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АНГЛИЙСКОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ XIX В 23

    ПОДОЛЬСКИЙ ВАДИМ АНДРЕЕВИЧ — 2015 г.

    В статье рассматриваются идеи, предлагаемые для обоснования социальной политики английскими консерваторами XIX в. Статья содержит краткую информацию о феномене социальной политики, историю становления и осмысления социальной политики в Англии, описание возникновения английского консерватизма, а также обзор взглядов ключевых представителей английской консервативной мысли XIX в. В статье оценивается актуальность идей английских консерваторов в современном дискурсе и их применимость на практике.

  • ОБЩЕНИЕ И СИНЕРГИЯ: К ВОПРОСУ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

    ДРОБЫШЕВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ — 2015 г.

    Автор исследует творчество И. Зизиуласа в свете православного учения о нетварных энергиях и приходит к выводу о том, что о. Иоанн, следуя в русле современных философских концепций, существенно отходит от православного понимания абсолютной трансцендентности Бога и неоправданно противопоставляет личностный и энергийный аспекты теозиса. Эту трансформацию православной веры автор связывает с общей тенденцией современной религиозности, которая склоняется к сближению Бога и мира и осложняется смешением философского апофазиса и негативной теологии.

  • ОГРАНИЧИТЬ ВОЛЬНОСТЬ, ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ МЕСТО СВОБОДЕ: ЛИБЕРАЛИЗМ, КОНСЕРВАТИЗМ И ФИЛОСОФИЯ КАНТА

    ЧАЛЫЙ ВАДИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2015 г.

    В статье представлен анализ понятий “либерализм” и “консерватизм”, трудностей, предопределённых базовыми принципами этих политико-философских течений, содержится интерпретация некоторых центральных аспектов политической философии И. Канта, понятой как попытка преодолеть указанные трудности. Идеи Канта сопоставляются с идеями Дж. Ролза, К. Шмитта, Р. Нозика, а также Э. Бёрка, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка. Утверждается, что последовательное проведение принципов и либерализма, и консерватизма ведёт к теоретическим трудностям и практическим опасностям, что их оппозиция имеет форму антиномии, диалектического противоречия, которое не может быть разрешено в пользу одной из доктрин и требует их синтеза.

  • ОНТОЛОГИИ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ В ТРУДАХ С. Т. МЕЛЮХИНА

    АБРАМОВА НИНА ТИМОФЕЕВНА — 2015 г.

  • ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА: АВТОКОММЕНТАРИЙ

    КАРАСЁВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ — 2015 г.

  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ, ОВЕЩНЕНИЕ И ОТЧУЖДЕНИЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ АБСТРАКТНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ДИСКУССИЙ

    БУЗГАЛИН АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ — 2015 г.

    Статья Т. Рокмора, содержащая попытку воспроизведения взглядов Марса, Лукача и Ильенкова на проблему опредмечивания и идеального знаменательна по меньшей мере в двух отношениях.

  • ОТ "ВСЕСЛАВЯНСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” К "РУССКОМУ МИРУ”

    СЕНДЕРОВ В.А. — 2015 г.

    Необходимость выработки национальной идеи России была естественной, это вытекает из некоторых (свойственных и ряду других европейских стран) черт исторического менталитета страны. Однако бойкот либеральных кругов отдал формирование национальной идеи в руки советско-реставрационных интеллектуальных сил. Итогом стала неопанславистская идея “Русского мира”. Статья рассказывает о формировании полтора века назад “первой версии” русского панславизма. Долго рассматривая панславизм как антигосударственную идеологию, правительство в начале 1850-х гг. приняло её как официальную. Статья напоминает как о последующем крахе надежд на “славянское братство”, так и о более серьёзной роли панславизма в подготовке крушения исторической России. Указано на аналогичность сегодняшнего развития событий (пока - от отвержения государством изоляционистских панславистских идей до принятия им идеи “Русского мира” практически в качестве государственной).

  • ОТ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ФИЛОСОФИИ

    СТЕПАНЯНЦ МАРИЭТТА ТИГРАНОВНА — 2015 г.

    Европоцентристская позиция, в соответствии с которой “мерилом” философии является исключительно западная мысль, была подвергнута критике и пересмотрена, главным образом, благодаря развитию философского востоковедения и эволюции философской компаративистики, что привело к появлению в 80-90-х гг. ХХ в. нового направления - межкультурная философия. Последнее предполагает трансформацию философии, исходя из принципа “когнитивной скромности”, т.е. признания того, что западный тип философствования не является единственным. Это чрезвычайно богатая смыслами рефлексия, не ограниченная рамками национальных или цивилизационных границ. Она нацелена на постижение и решение, помимо сугубо философских, важнейших глобальных проблем посредством диалога как средства снятия напряжённости, достижения взаимопонимания и нахождения новых способов совместного решения общезначимых проблем.

  • ОТ ИМЯСЛАВИЯ К ИМЯДЕЙСТВИЮ: А.К. ГОРСКИЙ, Н.А. СЕТНИЦКИЙ, В.Н. МУРАВЬЕВ В КРУГУ СПОРОВ ОБ ИМЕНИ

    ГАЧЕВА АНАСТАСИЯ ГЕОРГИЕВНА — 2015 г.

    Статья посвящена трем самобытным фигурам отечественной философской мысли 1920-1930-х гг. - А.К. Горскому, Н.А. Сетницкому, В.Н. Муравьеву, печатное и архивное наследие которых рассматривается в контексте имяславческой проблематики. Подчеркивается, что философия имени в трудах этих мыслителей тесно связана с философией действия, проблемой оправдания истории, идеей "активной апокалиптики”. Имяславие предстает одним из вариантов русской идеи, опорой антроподицеи, свидетельством богочеловечности христианства. Вопрос об Имени рассматривается как вопрос о культуре, о религиозном смысле творчества и хозяйства. С богословской точки зрения - как вопрос о единстве христианского слова и дела, догмата и заповеди.

  • ОТВЕТ ВЛАДИМИРУ ШОХИНУ

    СУИНБЕРН РИЧАРД — 2015 г.

  • ОТВЕТ НА СТАТЬЮ ТОМА РОКМОРА “ИЛЬЕНКОВ ОБ ИДЕАЛАХ, ОПРЕДМЕЧИВАНИИ И СТОИМОСТИ”

    БЭКХЁРСТ ДЭВИД — 2015 г.

    В своей любопытной статье Том Рокмор доказывает, что ильенковское понимание идеального имеет целью обосновать оригинальную Марксову теорию экономической стоимости, но не достигает этой цели. Более того, ильенковский подход затуманивает каноническое марксистское различение между материализмом и идеализмом, тем самым не укрепляя марксизм, а подрывая его. По ходу дела Рокмор высказывает целый ряд других критических комментариев, в том числе несколько относящихся к моей попытке [Бэкхёрст 1991, 189-195] использовать различие между опредмечиванием и отчуждением.

  • ОТВЕТ Т. РОКМОРУ (В ЗАЩИТУ ИДЕАЛИЗМА)

    МАРЕЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ — 2015 г.

  • ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ: ОТ ПРОЕКТОВ ДИСЦИПЛИНЫ К САМОБЫТНОЙ ТРАДИЦИИ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ПОЗНАНИЯ (ОБЗОР КОЛЛОКВИУМА)

    ЗАГИДУЛЛИН Ж.К., КУЗНЕЦОВА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА — 2015 г.