научный журнал по философии Вопросы философии ISSN: 0042-8744

Архив научных статейиз журнала «Вопросы философии»

  • ТРИ ВЕСТНИКА (НИКОЛАЙ ФЕДОРОВ, ПЬЕР ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН, ШРИ АУРОБИНДО ГХОШ)

    СЕМЕНОВА С.Г. — 2015 г.

    В основу статьи лег доклад, прочитанный С.Г. Семеновой 25 декабря 2009 г. в Музее- библиотеке Н.Ф. Федорова и посвященный проблеме преодоления смерти как общечеловеческой задачи в трудах Н.Ф. Федорова, П. Тейяра де Шардена и Шри Ауробиндо Гхоша.

  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И РОДОВАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

    МОМДЖЯН КАРЕН ХАЧИКОВИЧ — 2015 г.

    Автор рассматривает родовую природу человека как системную совокупность свойств, включающую в себя субстанциальные особенности человеческого поведения, универсальные потребности и инварианты душевной и духовной организации людей. Анализируя потребности, автор рассматривает их как объективно-реальные факторы человеческого поведения. Автор различает потребность и ее проекции в психике человека, потребность и предмет потребности, потребность и ее различные состояния. Особое внимание уделяется различию между потребностями человека и его интересами.

  • УТОПИЯ КАК “ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЕКТ”

    ЧЕРТКОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА — 2015 г.

    В статье выделены два магистральных направления утопических исканий, разделившие историю утопии на “линию Платона” и “линию Мора”. Первая продолжала развиваться преимущественно в лоне философии, вторая - в литературе. Предметом рассмотрения является утопия как метафизика или как “философский проект”, вклад Платона в фундамент утопической мысли и развитие этого направления в философии Канта и Фихте. Несмотря на принадлежность к разным интеллектуальным традициям, эти мыслители близки в понимании “государства разума” и роли философии в идеальном государстве.

  • УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О СПЕКУЛЯТИВНОМ МЕТОДЕ И ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

    КОРОТКИХ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ — 2015 г.

    В статье рассматриваются важнейшие аспекты спекулятивного метода Гегеля: понятие “развития” как методологическая модель реализации логической идеи в “Учении о понятии”, эволюция формы суждения в спекулятивной философии, спекулятивный идеал как смысловое завершение “Системы науки”; затрагиваются вопросы отношения Гегеля к традиционной онтологии и теориям непосредственного знания. Автор доказывает, что разработанная Гегелем концепция спекулятивного метода органично вписывается в его понимание предмета философии и её места в культуре.

  • Ф.А. СТЕПУН. ПИСЬМА

    ИСУПОВ К.Г. — 2015 г.

  • ФЕДОР СТЕПУН: РАЗГОВОР КАК ФОРМА ФИЛОСОФСКОЙ ЖИЗНИ

    ЩЕДРИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА — 2015 г.

  • ФЕДОР СТЕПУН: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОЛСТОМ

    УДОЛЬФ ЛЮДГЕР — 2015 г.

  • ФЕНОМЕН “ОТКРЫТИЯ ИНДИИ” В СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ БЕНГАЛЬСКОГО РЕНЕССАНСА

    СКОРОХОДОВА ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА — 2015 г.

    Феномен “открытия родной страны” описан в статье на материале индийской мысли Нового времени. “Открытие Индии” (термин Дж. Неру) - это познание интеллектуалами своей страны, её духовных традиций, культуры, истории, народа, её настоящего и перспектив будущего, её места в мире для создания образа Индии и встраивания её в современный мир. Феномен впервые появляется в Бенгалии XIX в., в социальной мысли Бенгальского Возрождения. Бенгальские мыслители от Раммохана Рая до Рабиндраната Тагора открывают Индию для себя и для других, основываясь на подходе двойного зрения (взгляд на Индию изнутри и извне) и методе диалогического взаимодействия с собственной страной. Процесс открытия описан как движение мысли от открытия традиционного текста (ядро) к шести векторам - открытию духовной традиции, культуры, истории, народа, места Индии в мире и смысла её бытия. В результате этого процесса создаётся образ Индии - для её оправдания и открытия перспектив развития. Индигенный образ Индии сочетает идеальные и реальные компоненты и работает на главную идею - возрождение страны.

  • ФИЗИКА ЧАСТИЦ - ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

    РУБАШКИН ВАЛЕРИЙ ШЛЕМОВИЧ — 2015 г.

    В статье обсуждаются концептуальные основания физики элементарных частиц. “Проблема понимания” в физике рассматривается как проблема логико-философского анализа языка физики и его использования в познавательных действиях. Подчеркнута ключевая роль онтологических допущений в процессе формирования понятийного содержания теоретических гипотез. Автор считает важным обратить внимание на два пункта. (1) Ограниченность того онтологического опыта, на который опиралась классическая физика в конце ХIХ в. Соответственно, необходимость онтологического обобщения практического опыта последнего столетия, проявившего новые, ранее не бросавшиеся в глаза аспекты реальности. (2) Логическая противоречивость “классических” онтологий, связанная прежде всего с проблемой предела делимости субстанции и с проблемой дальнодействия, на что всегда обращала внимание философская мысль. Автор считает, что новый взгляд на природу частиц, предлагаемый теорией струн, если рассматривать ее не как чисто математическую конструкцию, а как теоретическую гипотезу в физике, влечет радикальный пересмотр прежних онтологических оснований физики. Обсуждаются некоторые возможные следствия такого радикального онтологического поворота.

  • ФИЛОСОФ ПЕРЕД ЛИЦОМ БЕССЛОВЕСНОГО УЖАСА ("ВИЙ” Н.В. ГОГОЛЯ)

    ГУЛЯЕВ РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ — 2015 г.

    В статье рассматриваются философские взгляды Н.В. Гоголя на природу зла, человека и общество, раскрывающиеся в повести “Вий”. Анализируется образ главного героя - единственного среди гоголевских персонажей носящего звание философа. Хома Брут оказывается в точке столкновения реального и фантастического миров, и постепенно нарастающее в повести ощущение ужаса является его реакцией на это столкновение. Однако обращение к политико-философской проблематике ХХ в., в частности наблюдениям Ханны Арендт о тоталитарном обществе, позволяют взглянуть на эту ситуацию с другой стороны. Не ужас Хомы Брута лишает его дара речи и связи с обществом, а само общество выбирает вместо противостояния злу исключить героя из своих пределов, игнорируя происходящие с ним изменения и его попытки рассказать о происходящем.

  • ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ СХОЛАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И НА УКРАИНЕ В XVII В. - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В

    СОКОЛОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ — 2015 г.

    В статье рассказывается о становлении Киевской коллегии, проникновении украинской схоластики в Москву, образовании училища Лихудов, формировании и эволюции системы схоластического образования. Подробно описывается ее строение и функционирование. Анализируется количественный состав учебных заведений. Основное внимание в статье уделено философскому образованию, которое изучается с его дисциплинарной и содержательной сторон, сопоставляется с другими направлениями схоластического образования. Рассматривается методика преподавания философии.

  • ФИЛОСОФИЯ РИСКА

    САМСИН АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ — 2015 г.

    В статье предпринята попытка рассмотреть с философских позиций роль и место риска в жизни общества. Показана сущность риска как социального явления и особого вида деятельности. Методология разрешения рискованных ситуаций.

  • ФИЛОСОФИЯ С ПЕТЕРБУРГСКИМ АКЦЕНТОМ

    НОГОВИЦЫН НИКИТА ОЛЕГОВИЧ, СОКОЛОВ БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ — 2015 г.

    Статья посвящена современной русской философии. В тексте ставится дискуссионный вопрос о возможности формирования специфической региональной философской традиции. Для ответа на этот вопрос авторы выделяют наиболее важные направления и отличительные черты санкт-петербургской философской школы. Авторы анализируют исторические предпосылки и современные сюжеты петербургской философии. Представленные результаты демонстрируют актуальность тем и характерные отличия философской петербургской школы.

  • ФИЛОСОФИЯ. УЧЕБНИК. ПОД РЕД. А.Н. ЧУМАКОВА

    ДРАЧ Г.В., ЛЕШКЕВИЧ Т.Г. — 2015 г.

  • ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

    МУРМАНЦЕВ В.С. — 2015 г.

  • ФОРМАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА КАК ВЫЗОВ И АЛЬТЕРНАТИВА ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ РЕЛЯТИВИЗМУ

    ВОСТРИКОВА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА, КУСЛИЙ ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ — 2015 г.

    В статье обсуждается программа универсалистского подхода к философскому изучению естественного языка, которая противопоставляется релятивисткой установке, распространенной в современной философии языка, эпистемологии и онтологии. Перечисляются основные теоретические постулаты современного философско-языкового релятивизма, просматривается их связь с исходной критикой естественного языка в классический аналитической философии. Универсалистский подход, как альтернатива релятивизму, представлен программой современной формальной семантики естественного языка, восходящей к работам Р. Монтегю и Н. Хомского, а через них к работам Г. Фреге. Рассматривается ряд естественно-языковых универсалий в сфере синтаксиса, семантики и прагматики. Отдельное внимание уделяется проблеме присутствия в естественном языке кванторных выражений. Наконец, на материале событийной и ситуационной семантики исследуется проблема онтологического релятивизма применительно к формально-языковому анализу и указывается, что формальная семантика изучает ту онтологию, которая реально предполагается в естественном языке, не стремясь свести ее к той или иной онтологии, более приемлемой с философской точки зрения.

  • ФРАГМЕНТ “О ТРОИЦЕ” В ОБЩЕМ КОНТЕКСТЕ БОГОСЛОВСКОГО НАСЛЕДИЯ А.С. ХОМЯКОВА

    ХОНДЗИНСКИЙ ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2015 г.

    Написанный по латыни анонимный фрагмент “О Троице”, по мнению современных исследователей, бесспорно принадлежит перу Алексея Степановича Хомякова, однако на сегодняшний день не существует работ, последовательно разбирающих круг связанных с ним проблем. Между тем сформулированные в нем идеи являются важнейшими для хомяковского учения о Церкви. Хотя Хомяков в своих выводах опирается на святого Иринея Лионского, анализ показывает, что на самом деле в основе их лежит тезис, восходящий не к тексту отца Церкви, а парадигмам философского идеализма.

  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА В XXI СТОЛЕТИИ. ЧАСТЬ 2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА РОССИИ

    ЛАПИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ — 2015 г.

    В начале XXI в. ослабла роль фундаментальных ценностей человеческой цивилизации, которая оказалась в кризисе и утрачивает способность обеспечивать устойчивое существование вида homo sapiens. В части 1 статьи показано, что человечество находится перед многовариантным цивилизационным выбором, обоснована возможность перспективной цивилизации реального гуманизма. В части 2 показано геопространственное своеобразие российской цивилизации как северо-срединной, обоснована реальность альтернативы ценностных позиций ее населения (гуманизм - авторитарность), изложены основные положения поэтапной стратегии гуманистической модернизации России, актуализирована методология критического гуманизма.

  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА В XXI СТОЛЕТИИ. ЧАСТЬ I. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ КОНФИГУРАЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

    ЛАПИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ — 2015 г.

    В ХХI в. обострились конфликты, перерастающие в военные, за овладение ресурсами различных регионов евразийского континента. Ослабла роль фундаментальных ценностей человеческой цивилизации, которая оказалась в кризисе и утрачивает способность обеспечивать устойчивое существование hоmо sарiеns. Человечество находится перед многовариантным цивилизационным выбором. В части I статьи предложено операциональное понятие цивилизации, обоснованы фундаментальные ценности перспективной цивилизации реального гуманизма.

  • ХАЙДЕГГЕР И МЫ

    НАНСИ ЖАН-ЛЮК — 2015 г.

    С любезного разрешения автора публикуется перевод статьи “Неidеggеr еt nоиs” (Lе Моndе, 26 сентября 2014 г.) с дополнениями, сделанными Ж.-Л. Нанси специально для данной публикации. Перевод осуществил А.В. Гараджа.