научный журнал по философии Вопросы философии ISSN: 0042-8744

Архив научных статейиз журнала «Вопросы философии»

  • ПРОБЛЕМЫ И ДИСКУССИИ В ФИЛОСОФИИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

    БАЖАНОВ ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2015 г.

  • ПРОГРАММНЫЙ РЕАЛИЗМ В ФИЗИКЕ И ОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИКИ ЧАСТЬ 2: НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

    РОДИН АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ — 2015 г.

    Во второй части работы вопрос о “непостижимой эффективности” математики рассмотрен в контексте физики и математики ХХ в. и современности. Показано, каким образом революционные изменения в математике и физике начала ХХ в. привели к тому, что старые ответы на этот вопрос перестали быть удовлетворительными. Основной тезис второй части статьи состоит в том, что программа развития новой реалистической физики, которую Эйнштейн сформулировал в дискуссии с Бором, в настоящее время вновь стала актуальной, в том числе в связи с некоторыми новейшими результатами в области оснований математики. Поэтому образец классической реалистической науки, в котором математика играет роль эффективного средства теоретического описания и экспериментального дизайна (в смысле ван Фраассена), остается релевантным современному состоянию науки и может мотивировать новые амбициозные программы исследований.

  • ПРОГРАММНЫЙ РЕАЛИЗМ В ФИЗИКЕ И ОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИКИ. ЧАСТЬ 1: КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

    РОДИН АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ — 2015 г.

    Почему с помощью математических теорий удается адекватно описывать физическую реальность? Как рационально объяснить "непостижимую эффективность” математики в физике и других естественных науках? В первой части данной работы предлагается ответ на этот вопрос в контексте классической физики и математики. Вслед за Гильбертом мы различаем реальную и идеальную семантику синтаксических операций в математике и показываем, каким образом избыточность математического синтаксиса позволяет дополнить реальную семантику идеальной. Далее на основании анализа астрономии Кеплера мы вводим понятие реалистической физической теории и показываем, что "непостижимая эффективность математики” в такого рода теориях состоит в возможности (не гарантированной априори, но часто реализуемой в эксперименте) частичной замены стандартной идеальной семантики математического синтаксиса подходящей реальной семантикой.

  • ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ В РАМКАХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: СМЕНА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ОПТИКИ

    РЕЗАЕВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2015 г.

    Отталкиваясь от концепции исследовательских парадигм в социально-философской рефлексии общения, автор анализирует возможности преодоления инструментализма в эмпирическом анализе общения, переход от информационно-инструментальной к экзистенциально-феноменологической парадигме общения, их принципиальные различия. Обсуждается проблема “антиэмпиризма” экзистенциально-феноменологической парадигмы и ее решение в современном социогуманитарном знании.

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ РАЯ

    СЕМЕЧКИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ — 2015 г.

    В статье выдвигается и обосновывается предположение, согласно которому исходным материалом для формирования как архетипа, так и мифологемы рая послужило самовос- приятие архаического сознания, особенности организации и функционирования которого - трансперсональность, мифичность, инкорпорированность, синкретичность, эмоциональность, внеморальность - и формировали предпосылки “райского” самоощущения.

  • РАБОТЫ В.Е. ВАЛЬДЕНБЕРГА ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

    ЧУМАКОВА ТАТЬЯНА ВИТАУТАСОВНА — 2015 г.

    В статье, являющейся введением к публикации фрагментов рукописи В.Е. Вальденберга «Комментарий к оде “Вольность”», рассказывается о его работах по истории философии права, посвященных соотношению закона и свободы в западноевропейской и отечественной традиции. Итоговыми трудами по данной проблематике стали сочинения Вальденберга, посвященные творчеству А.С. Пушкина. В них на основе анализа произведений Пушкина производится анализ понятий “закон” и “свобода” в русской культуре XVIII-XIX вв.

  • РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    САВИН АЛЕКСЕЙ ЭДУАРДОВИЧ — 2015 г.

    В статье осуществлена периодизация истории феноменологии в России, выявлены основные достижения современных отечественных феноменологов, характер понимания ими существа, проблем и задач феноменологической философии, а также эксплицированы тенденции ее развития в стране.

  • РАЗМЫШЛЕНИЕ О ФЕНОМЕНЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

    АЛЕШИН А.И. — 2015 г.

  • РАЗМЫШЛЕНИЯ О КНИГЕ "РЕЛЯТИВИЗМ КАК БОЛЕЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ”

    ГЕРАСИМОВА И.А. — 2015 г.

  • РАННИЙ РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

    ШНЕЙДЕР КОНСТАНТИН ИЛЬИЧ — 2015 г.

    В статье исследуется феномен раннего русского либерализма, появившийся во второй половине 1850-х - 1860-е гг. К числу его основателей традиционно относят К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. Вместе с тем существовал и “второй эшелон” ранних русских либералов, представленный именами П.В. Анненкова, И.К. Бабста, В.П. Боткина, А.В. Дружинина и Е.Ф. Корша, а также довольно екоро отошедшего от либерального лагеря М.Н. Каткова. Именно они формулировали постулаты начальной отечественной либеральной программы. К числу ее существенных компонентов следует отнести эстетическую теорию, которая в концентрированном виде реализована в концепции “чистого искусства”. В основе эстетики “чистого искусства” лежала идея свободы в ее разнообразных коннотациях. По содержанию и по форме концепция “чистого искусства” в российском варианте имела маргинальный статус, что определялось и активным протестом против нормативности больших теоретических конструкций, и неустойчивостью границ того интеллектуального пространства, в котором происходило становление раннелиберального феномена.

  • РАННИЙ” Г.П. ФЕДОТОВ: К ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ “О ГЕНИИ”

    АНТОЩЕНКО АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ — 2015 г.

    Публикуемое эссе "О гении” было написано Г.П. Федотовым предположительно в 1910 г., когда он заканчивал учебу в Петербургском университете. Федотов размышляет о принципах гениальности и пытается найти основания для определения понятия гения, исходя из взаимоотношений этики, эстетики и логики. Детальную разработку проблемы их соотношения уже в рамках христианского мировоззрения он осуществил после эмиграции из советской России в 1925 г.

  • РАСКОЛДОВЫВАНИЕ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ ПОНЯТИЯ “ОБЪЕКТ” (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

    РОЗИН ВАДИМ МАРКОВИЧ — 2015 г.

    В статье анализируется философское понятие “объект”. Формулируются проблемы и противоречия, которые возникают, когда мы пытаемся понять этот феномен, и предлагается авторский подход к исследованию. Показано, что в античности такого понятия не было, но можно говорить о его предпосылках. С точки зрения автора, понятие “объект” появляется только в Новое время в рамках естественнонаучного и методологического подходов. Анализируется структура этого понятия, включающая много типов, и роль схем в построении объектов.

  • РАССИМВОЛИЗАЦИЯ АБСОЛЮТА

    АКСЕНОВ ГЕННАДИЙ ПЕТРОВИЧ — 2015 г.

    В статье излагается краткая история создания В.И. Вернадским понятия биологического времени и пространства. Живое вещество образует закономерную систему планеты. Представление Вернадского о вечности или космичности жизни проявило ньютоновское понимание времени, сделало его ясным. Биологическое время Вернадского есть аналог абсолютного времени Ньютона.

  • РИЗОМА VS СЕТЬ

    ШЕНЦЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА — 2015 г.

    В современной философии все более явственны признаки завершения эпохи постмодерна и становления новой социокультурной реальности, что находит отражение, во-первых, в разработке концепций сетевого общества, во-вторых, в зарождении и становлении сетевого подхода и, в-третьих, на понятийно-терминологическом уровне, в смещении от понятия ризома к понятию сеть. В статье показано, что понятия ризома и сеть, несмотря на этимологическое родство, принадлежат к различным мировоззренческим контекстам. Обосновывается точка зрения, согласно которой ризома может интерпретироваться не только как фундаментальное понятие постмодернистского дискурса, но прежде всего как концепт Ж. Делёза и Ф. Гваттари. В таком случае сеть трактуется как “план имманенции”, “почва концептов”, следовательно, с одной стороны, обладает по сравнению с ризомой значительно большим объемом и эвристическим потенциалом, с другой - отражает полифоническую сложность и взаимообусловленность различных процессов и феноменов современного мира.

  • РОМАН АНТОНИО ФОГАЦЦАРО "СВЯТОЙ” В СИСТЕМЕ ХРИСТИАНСКОГО МОДЕРНИЗМА

    ВОРОНЦОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА — 2015 г.

    В конце ХIХ - начале ХХ вв., на фоне социально-политической модернизации страны, в России отчетливо проявилась тенденция обновления церковных структур и традиционного религиозного сознания. Она во многих чертах напоминала религиозно-реформистское движение “модернизма” в римо-католицизме и формировалась из нескольких религиозных направлений, имевших свои идеологии. Статья обращением к роману Il Sаntо (“Святой”) итальянского модерниста А. Фогаццаро продолжает исследование историко-культурных соответствий христианского “модернизма” в римо-католицизме и религиозного движения в православной России начала ХХ в. Публикация романа в России стала стимулом к обсуждению “модернизма” представителями тех течений и движений, которые так или иначе участвовали в процессе “модернизации” традиционного религиозного сознания в России. Статья рассматривает их отношение к роману А. Фогаццаро, автор приходит к заключению, что роман является показателем того, как позиционировали себя русские “модернисты” по отношению к исторической православной Церкви.

  • РОССИЯ: СНОВА ПЕРЕД ВЫБОРОМ ПУТИ

    КОВАЛЕВ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2015 г.

  • РУССКИЙ ЕВРОПЕЕЦ” Э.В. ИЛЬЕНКОВ И ЗАПАДНЫЙ МАРКСИЗМ

    МАЙДАНСКИЙ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ — 2015 г.

    В работе прослеживаются исторические и логические взаимосвязи философии Ильенкова с западным марксизмом, а также направления ее современной рецепции на Западе. Особое внимание уделено точкам пересечения и расхождения Ильенкова с Лукачем и школой делла Вольпе.

  • РУССКИЙ МАРКСИЗМ. ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ ПЛЕХАНОВ, ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН). ПОД РЕД. А.В. БУЗГАЛИНА, Б.И. ПРУЖИНИНА

    ЗОТОВА Е.С., КОЛГАНОВ А.И. — 2015 г.

    Книга посвящена едва ли не наиболее дискуссионной теме - наследию двух всемирно известных мыслителей и общественных деятелей, Г.В. Плеханова и В.И. Ульянова (Ленина). Многие из исследователей весьма критично относятся к философскому наследию Плеханова и Ленина (а некоторые вообще не считают Ленина философом). Иные, напротив, считают их классиками. Авторы тома поставили перед собой непростую задачу: по возможности объективно отразить как вклад этих мыслителей, так и проблемы их критической реактуализации в XXI в.

  • РУССКИЙ РЕНЕССАНС О РЕНЕССАНСЕ

    ГРИШАТОВА ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА, СЕДЫХ ОКСАНА МИХАЙЛОВНА — 2015 г.

    В статье ставятся вопросы об основаниях русской критики ренессансной культуры. Начало этой критике было положено в последней трети XIX в.; она получила развитие в трудах русских религиозных философов: П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева и других. Случайно ли, что критика Ренессанса сложилась в Серебряном веке, который в свою очередь называют русским Возрождением? Случайно ли, что она прозвучала в стране, оставшейся вдали от волн западноевропейского Возрождения? Противоречия ренессансной культуры русская мысль видит как “драму”, причиной которой стало свободное самоутверждение ренессансного субъекта. Русский Ренессанс, преодолевая в своей рефлексии западный, ищет опоры на иные начала, которые предлагается рассмотреть, обратившись к содержанию критики. Предполагается, что они соответствуют памяти собственной культуры, которая получает наиболее ясное выражение в эпохи культурных расцветов, что в случае русской культуры произошло в эпоху Серебряного века. Русская критика Ренессанса рассмотрена как на основе философских трудов, так и на материале исследований ученых-гуманитариев - историков, литературоведов, искусствоведов (А.Н. Веселовский, П.М. Бицилли, М.М. Бахтин, Д.В. Сарабьянов).

  • С.А. ЛЕБЕДЕВ. ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

    ГРАНИН Ю.Д. — 2015 г.