научный журнал по философии Вопросы философии ISSN: 0042-8744

Архив научных статейиз журнала «Вопросы философии»

  • СЕРИЯ “ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННОСТЬ И РЕТРОСПЕКТИВА”

    ШОХИН ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВИЧ — 2015 г.

    Публикуемая дискуссия В.К. Шохина и Р. Суинберна включает четыре текста. В первом Шохин представляет читателю новую серию переводов “Философская теология: современность и ретроспектива”, которая призвана ближе познакомить российскую аудиторию с до сих пор мало известной для нее аналитической философией и еще менее известной аналитической философской теологией. Одновременно он подчеркивает, что аналитическая философия по природе своей такова, что изучать ее надо, практикуя ее метод контровертивной диалектики, и предлагает считать свою полемику со Суинберном в качестве опыта такого “практического изучения”. Второй текст содержит краткое изложение содержания книги Суинберна “Существование Бога” ее автором. В третьем тексте Шохин развивает свой подробный критический анализ книги Суинберна, который состоит из двух частей: критики его метода обоснований существования Бога (прежде всего в апологетическом контексте) и критики той версии неклассического теизма (она обозначается как адаптивная), которую развивает автор “Существования Бога”. Приводятся параллели между “экономным теизмом” Суинберна и теологией деизма XVII - XVIII вв., которая также строилась на принципе “простоты” и также стремилась приспособить Бога к человеческому пониманию (а не наоборот, как в классическом теизме), лишая его статуса личностного Абсолюта. В четвертом тексте Суинберн отвечает на критику Шохина, преимущественно на ее первую часть, настаивая прежде всего на недопонимании оппонентом его “принципа простоты” как критерия преимущества теизма над другими мировоззрениями и значения индуктивного метода для теологии; также автор пытается показать соответствие своей теологии классическому теизму.

  • СЛОВО О ВАЛЕНТИНЕ ФЕРДИНАНДОВИЧЕ АСМУСЕ

    ДОЛГОВ К.М. — 2015 г.

  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

    ВОРОНИН А.А. — 2015 г.

  • СОЗНАНИЕ И МОЗГ: КАК “ПОВЕРИТЬ АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ”?

    ИВАНИЦКИЙ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ — 2015 г.

    Расшифровке содержания мозговых процессов по их объективно регистрируемым параметрам посвящено новое направление исследований, которое получило обозначение “чтение мозга” (brain reading). Такие работы, как правило, проводятся с использованием достаточно сложного математического аппарата, включая методы распознавания образов, основанных на выявлении определенных комбинаций мозговых параметров. Данный подход соответствует представлениям о комплексном, системном характере процессов мозга, лежащим в основе психических функций. Рассматриваются основные направления работ по чтению мозга.

  • СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В ИНДУИСТСКОМ ТАНТРИЗМЕ

    ПАХОМОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2015 г.

    Как и других индийских религиозно-философских системах, в индуистском тантризме придается огромное значение понятию духовного знания (джняна). Именно такое знание позволяет обрести освобождение (мокша, мукти) от неведения, кармы и сансары. Знание - сама природа Атмана (Брахмана), поэтому “познание Атмана” означает постоянное и осознанное пребывание в нем. Сотериологическое знание идентификационно по своей природе. Благодаря ему индивид прекращает считать себя обособленным существом и осознает себя как проявление высшего начала. В обретении знания сказываются два подхода к проблеме освобождения. Первый, аскетический, связан с достижением контроля над чувственной сферой; второй, собственно тантрический, ориентирован на преображение, одухотворение чувственности. Одной из основных особенностей чисто тантрического отношения к знанию является стремление представить различные его аспекты прямо в ходе психотехнической практики.

  • СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

    КАРПОВ АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ — 2015 г.

    В работе рассматривается методологическая проблема онтологизации - социокультурного феномена, а именно выстраивается процесс движения к истинным основам бытия феномена через прояснение его основополагающих начал. В качестве сущностных пространств онтологизации определены: пространство универсума, генеративно-конституирующее и онтогенное. Сформулирован главный онтологический вопрос образования, введены две системы онтологизации образования - социальная и экзистенциальная. Разработана схема каждой из систем онтологизации образования в структуре сущностных пространств. На примере социальной онтологизации образования продемонстрирована логика ее процесса.

  • СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ: ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ

    ТХАГАПСОЕВ ХАЖИСМЕЛЬ ГИСОВИЧ — 2015 г.

    Статья посвящена реактуализации категории социальное пространство-время (СПВ). При этом генезис социального пространства-времени в общем контексте историко-цивилизационной динамики представлен как ряд парадигмальных трансформаций - от традиционалистской к прогрессистской, а затем - к либерально-индивидуалистической, порождающих в конечном итоге сложную противоречивую многомерность социального бытия нашей эпохи. Предпринята попытка продемонстрировать, что в современном мире особенности СПВ в нарастающей мере определяется проективной и виртуально-трансформативной активностью индивида и малых социальных групп, ее неоднозначными последствиями

  • СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ УЧЁНОГО ОТ "ЭСКАПИСТА” ДО "МЕНЕДЖЕРА”

    ТРУФАНОВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА, ЯКОВЛЕВА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА — 2015 г.

    В статье рассматривается взаимоотношение между двумя социальными ролями учёных: "эскапистом” и "менеджером”. Показывается, что процесс научного творчества требует от учёного, с одной стороны, быть "эскапистом” (т.е. погружаться с полной самоотдачей в мир научного творчества, игнорируя ряд социальных обстоятельств), а с другой стороны - "менеджером” (т.е. управлять научным процессом на разном уровне - от индивидуальных грантов до выполнения высших административных функций в научных организациях). Демонстрируется, что умение учёного выступать в роли "менеджера” необходимо для обеспечения взаимопонимания между научным сообществом и обществом в целом. Делается вывод о том, что в современной ситуации необходима разработка таких форм организации науки, которые будут учитывать разные возможности выполнения учёными разных социальных ролей в спектре между "эскапистами” и "менеджерами”.

  • СПИНОЗА И СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО МОДЕРНИЗМА (АКИМ ВОЛЫНСКИЙ КАК НАСЛЕДНИК И КРИТИК СПИНОЗЫ)

    КОТЕЛЬНИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ — 2015 г.

    Впервые философское наследие Спинозы рассматривается в процессе становления русского религиозно-философского модернизма в 1880-1890-е гг. Первым и главным его деятелем, актуализировавшим основные идеи Спинозы в интеллектуальном движении “конца века”, был Аким Волынский (Хаим Лейбович Флексер), выдающийся русский свободный мыслитель, искусствовед, литературный критик, теоретик театра и балета. Волынский считал “Этику” второстепенным по значению сочинением, но глубоко воспринял и развивал основные темы “Богословско-политического трактата” Спинозы в направлении модернистской религиозной идеологии. Вслед за Спинозой Волынский утверждал, что Бог абсолютно действителен как Идея, и с этим положением соединял свою первичную интуицию “Любить Бога значит любить Идею Бога”. Волынский наполнял свое отношение к Богу одновременно интеллектуальным и интимно-психическим содержанием, в отличие от спинозовской чистой “интеллектуальной любви к Богу”.

  • СТЕПУН В МЮНХЕНЕ

    ХУФЕН ХРИСТИАН — 2015 г.

  • СТЕПУН, МОСКВА И МИРОВАЯ ВОЙНА

    КАРА-МУРЗА АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ — 2015 г.

  • СТРАННИК И ЕГО ЦЕЛЬ (ГЕРМЕНЕВТИКА Л. ШЕСТОВА)

    БОНЕЦКАЯ НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА — 2015 г.

    Экзистенциальная философия Л. Шестова со стороны ее метода и стиля является герменевтикой - интерпретацией чужих текстов. Мыслитель называл свой подход к ним “странствованием по душам”, ставя при этом целью распознать в тексте указания на духовную катастрофу, постигшую его автора. Герменевтика Шестова имеет сравнительный характер, и весьма часто воззрения русских писателей (это Толстой, Достоевский, Чехов) он поверяет эталоном феномена Ницше. Если вплоть до 1900 года Шестов пользовался герменевтическим методом для обоснования своей философии жизни, то начиная с книги 1902 г. “Достоевский и Нитше” мыслитель разрабатывает философию трагедии (она же философия смерти). Свой собственный кризисный опыт великие писатели присваивали героям своих произведений: герменевтика зрелого Шестова имеет своим истоком данное убеждение

  • СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ПРОСТРАНСТВО

    ГУБАНОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, ГУБАНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ — 2015 г.

    Декарт полагал, что пространственными характеристиками обладает лишь объективная реальность, а Беркли и Кант считали пространство формой существования субъективной реальности. В статье показано, что пространственные характеристики присущи как материальным, так и ментальным объектам. К пространственным свойствам ментальных явлений относятся их экстрапроекция, структура и протяжённость экстрапроекции в трёх измерениях. Показано соотношение субъективного (ментального) и объективного (физического) пространства в условиях адекватного и неадекватного восприятия.

  • СУДЬБЫ АТОМИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И СТРУКТУРНЫЙ РЕАЛИЗМ

    МАМЧУР ЕЛЕНА АРКАДЬЕВН — 2015 г.

    В статье рассматривается платоновская (математическая) версия античного атомизма, во многом предвосхитившая идеи современной физики. Автор связывает платоновский атомизм с так называемым структурным реализмом - наиболее защищенной в современной философии науки концепцией реализма. Опираясь на концепцию структурного реализма, удалось ослабить позиции аргумента “пессимистической индукции” и внести заметный вклад в разрешение проблемы рациональной реконструкции процесса смены теорий. В статье высказывается предположение, что установление связи между структурным реализмом и платоновским атомизмом позволит вывести последний из разряда натурфилософских концепций, поместив его в сферу рациональных дискуссий о строении бытия.

  • СУМЕРЕЧНАЯ СОВА, ВОЗВЕСТИВШАЯ УЖАС ПОЛУДНЯ (О ПОНЯТИИ Ф. НИЦШЕ “МАССА”, ЕГО ИСТОЛКОВАНИИ М. ХАЙДЕГГЕРОМ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯХ ПОДРАЗУМЕВАЕМОГО ДАННЫМ ПОНЯТИЕМ ФЕНОМЕНА)

    РЕЙФМАН БОРИС ВИКТОРОВИЧ — 2015 г.

    В статье рассматривается понятие “масса”, использованное Ф. Ницше в работе “Воля к власти”, и та интерпретация этого понятия, которая дается М. Хайдеггером. Идея “самодостаточного полагания ценностей” позднего Ницше, противостоящая понятию “масса”, сопоставляется с хайдеггеровской категорией “понимания”. Автор стремится показать, что ценность “пограничного” личностно-универсалистского существования атакуется во второй половине ХХ в. совсем иной, прагматистско-коммуникативной, трактовкой личностности, а понятие “масса” вытесняется смыслами, восходящими к понятию Г. Тарда “толпа”

  • ТЕИЗМ ИЛИ ДЕИЗМ? РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОЛОГИЕЙ РИЧАРДА СУИНБЕРНА

    ШОХИН ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВИЧ — 2015 г.

  • ТЕОРИЯ КАН Ю-ВЭЯ В ИЗЛОЖЕНИИ ЕГО УЧЕНИКА ЛЯН ЦИ-ЧАО

    МАРТЫНОВ ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ — 2015 г.

    В статье представлена интеллектуальная биография Лян Ци-чао как основателя современной исторической науки в Китае и пропагандиста теории Великого Единения, созданной его учителем Кан Ю-вэем. В двух вариантах его биографии Лян Ци-чао создал миф о весьма раннем времени создании утопии Кан Ю-вэя. Статья предваряет первый перевод на русский язык глав 22, 23 и 24 “Очерка учений династии Цин”, а также седьмой главы “Биографии учителя Кана Наньхайского”. Составляя около половины объёма всей биографии, она разделена на пять главок, из которых представлены первые три.

  • ТИПОЛОГИЯ МИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ МИРА И МЕТОДОВ МИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОПРАКТИКИ

    ЖИРТУЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА — 2015 г.

    Пология мистических традиций мира и методов мистической психопрактики Н.С. Жиртуева Типология мистических традиций мира формируется согласно трем основным позициям: 1) сущность Абсолюта; 2) соотношение идеального и феноменального бытия; 3) методы мистической практики. Первая позиция утверждает два основных мистических типа. Имманентная мистика является мистикой “слияния” с Абсолютом по сущности и приводит к трансформации сознания. Трансцендентно-имманентная (антиномичная) мистика является мистикой “соединения” с Абсолютом по благодати и приводит к преображению личности. Согласно второй позиции в пределах двух типов формируются монистическая, дуалистическая, плюралистическая, холистическая и интеграционная традиции. Основные методы психопрактики - это дисциплинарный аскетизм, психосоматические упражнения, медитативное созерцание и любовь-доверие к Абсолюту

  • ТОСКА ПО ФИЛОСОФИИ (ПАМЯТИ А.П. ОГУРЦОВА). СТАТЬЯ 1

    КАРПЕНКО АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ — 2015 г.

    В статье рассматривается трагический период развития советской философии, который начался высылкой за границу в 1922 г. самых известных русских философов и продолжался вплоть до 1989 г., когда была впервые опубликована статья А.П. Огурцова “Подавление философии”. Здесь вскрываются внутренние пружины физического и идеологического террора, направленного против философов, пытавшихся сказать свое слово в философии. Приведенный анализ помогает понять логику происшедшего, и, казалось бы, путеводная нить, ведущая от гегелевской диалектики к колоссу марксистко-ленинской философии, вот-вот продолжится, однако всё прерывается, наткнувшись на мертвящий холод пустоты, потому что “Логика террора такова, что места для логики не остается”. И тогда исследование советской философии превращается в некий “кошмарный сон во сне”.

  • ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

    ЧЕРНИКОВА И.В. — 2015 г.

    Изменения, происходящие в современной науке, характеризуются исследователями как “постнеклассическая научная рациональность”, “неклассическая эпистемология”, “технонаука”, “второй тип производства знаний”, “трансдисциплинарные исследования”. В статье дана сравнительная характеристика перечисленных концепций, ставится задача выявить общее в этих разных моделях научной динамики и наиболее важные параметры, определяющие трансформацию и стратегии развития современной науки, а также основания междисциплинарной и трансдисциплинарной интеграции. Трансдисциплинарность вошла в практику науки и особенно актуальна в связи с технонаукой и конвергентными технологиями. Показано, что в отношении новых форм научного знания, таких, в которых интегрированы фундаментальные, прикладные, в том числе социально-психологические, социокультурные, этические и политические аспекты, не следует забывать и об интегрированности науки и общества во всеохватывающий эволюционный процесс, понимая взаимодействие науки и общества как коэволюционное.