научный журнал по философии Вопросы философии ISSN: 0042-8744

Архив научных статейиз журнала «Вопросы философии»

  • ХАННА АРЕНДТ И КЁНИГСБЕРГ

    ХОРСТ ГЕРФРИД — 2015 г.

    Ханна Арендт родилась в Ганновере, но по сути её родным городом был Кёнигсберг, столица Восточной Пруссии, где она росла начиная с трехлетнего возраста. Её родители, дед и бабушка также были кёнигсбержцами. Автор статьи полагает, что духовное развитие Х. Арендт в значительной степени определялось интеллектуальной средой и историей города Канта.

  • ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ КАК СУЩНОСТНЫЙ ПРИНЦИП ИСКУССТВА

    БЫЧКОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ — 2015 г.

    Художественность искусства, понимаемая как эстетическое качество произведения искусства, заключается в такой формально-содержательной организации произведения, которая инициирует у реципиента полноценный процесс эстетического восприятия, или, по-иному, событие эстетического опыта. При этом искусство осмысляется как квинтэссенция, концентрация эстетического опыта человечества того или иного этапа культуры. Под эстетическим автор понимает по возможности оптимальный опыт всеобъемлющей гармонизации и анагогической ориентации человека при восприятии им произведения искусства, свидетельством осуществления которого являются духовная радость и высокий уровень эстетического наслаждения, испытываемые реципиентом в момент восприятия. Показано, что художественный канон в культурах канонического типа способствовал возрастанию степени художественности. Этим подтверждается, что художественность на метафизическом уровне является единственным сущностным принципом и критерием подлинности искусства, какие бы исторически обусловленные формы произведение искусства ни принимало. Отсутствие художественности указывает и на отсутствия искусства.

  • ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В ВОЗЗРЕНИЯХ ЯПОНСКОГО ФИЛОСОФА ВАЦУДЗИ ТЭЦУРО

    СКВОРЦОВА ЕЛЕНА ЛЬВОВНА — 2015 г.

    Статья предлагает краткий анализ творчества видного японского философа Вацудзи Тэцуро (1889-1960), который предпринял первую в Японии попытку создания теоретической антропологии как этической системы, вобравшей в себя идейное богатство национальной духовной традиции. Представлены работы философа “Климат и культура” и “Этика”, освещена его полемика с Декартом и Хайдеггером. Рассмотрено понятие “поля взаимоотношений доверия” - айдагара.

  • ЧТО МОЖЕТ СОЗДАТЬ ФИЛОСОФ В МАСТЕРСКОЙ ИГР?

    ШАРОВ К.С. — 2015 г.

  • Э.В. ИЛЬЕНКОВ: ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА

    ЛОБАСТОВ ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ — 2015 г.

    Раскрывается гуманистическая направленность философии Э.В. Ильенкова, ее практически-педагогический смысл, анализируется ряд конкретных проблем взаимосвязи философии и педагогики, всеобщие - объективные и субъективные - условия процесса становления личности.

  • ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗЗРЕНИЙ Г. С. БАТИЩЕВА НА КАТЕГОРИЮ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ХАМИДОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2015 г.

    Статья посвящена анализу процесса эволюции взглядов Г.С. Батищева на категорию предметной деятельности. Показано, что данная эволюция имела своим вектором движение от полного принятия категории предметной деятельности до осознания необходимости ограничения её мировоззренческо-методологического статуса, а также разграничения деятельности и творчества.

  • ЭВОЛЮЦИЯ ОБЫДЕННОГО ПОЗНАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ДОЖДИКОВА РАИСА НУРИЕВНА — 2015 г.

    Проанализированы проблемы взаимодействия научного и обыденного познания в контексте их связи с некоторыми вопросами современного образования, - с учетом принципов постнеклассической рациональности. Предпринята попытка применить модель исторической реконструкции развития науки В.С. Стёпина к анализу эволюции обыденного познания и образования. Эксплицированы этапы развития образования и особенности его постнеклассического этапа.

  • ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

    НЫСАНБАЕВ А.Н., САГИКЫЗЫ А., САРТАЕВА Р.С. — 2015 г.

    В статье осуществлен философский анализ формирования той системы онтологических, аксиологических и теоретико-методологических координат, в которой экология человека конституируется как качественно новый уровень осмысления экологической и философско-антропологической проблематики в единстве природных, социальных, культурных, духовных детерминаций человеческого бытия. Такое конституирование, по мнению авторов, возможно только при условии включения нового понимания феномена духовности и нового понимания принципа целостности, предложенных в статье, в предметную область экологии человека.

  • ЭПИСТЕМОЛОГИЯ НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОТИВ ФОРМАЛЬНОЙ

    ФРОЛОВ КОНСТАНТИН ГЕННАДЬЕВИЧ — 2015 г.

    В работе выявляются и анализируются основные черты двух познавательных стратегий, сосуществующих в рамках аналитической, сциентистски ориентированной эпистемологии - ее натуралистического и формального направлений. На примере проблемы интенциональных состояний демонстрируется специфика каждого из подходов. Делается вывод об их взаимной дополнительности и принципиальной несводимости друг к другу по причине фундаментально отличающихся наборов исходных допущений.

  • ЭТНОКУЛЬТУРА В ПРОСТРАНСТВЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА В ГРОЗНОМ)

    ДРАЧ Г.В. — 2015 г.

  • Ю.Д. ГРАНИН. НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

    ЛЕБЕДЕВ С.А. — 2015 г.

  • ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ

    ПРЖИЛЕНСКИЙ ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ — 2015 г.

    В статье анализируются особенности развития частнонаучного знания в области права, оцениваются проблемы и перспективы интеграции новейших достижений философско-эпистемологической и методологической мысли. Особое внимание уделяется дискуссиям о роли и месте философских концептуализаций в самосознании юридической науки, а также их присутствии в правоприменительных практиках. Рассматриваются негативные последствия некритического отношения к реификации и гипостазированию в законотворческой и судебной деятельности

  • “ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ ЗАКОНА БУДДЫ” У ДОГЭНА И ЕГО СОВРЕМЕННИКОВ

    ТРУБНИКОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА — 2015 г.

    В статье обсуждаются толкования “главного в буддийском учении”, принятые в разных традициях японской буддийской мысли XIII в. В основном речь идёт о широко известном изречении: “Не делай никакого зла, чти и совершай всякое благо, храни в чистоте свой ум - таково учение всех будд”. К этой “Общей заповеди семерых будд” обращаются и наставники старых школ, и приверженцы новых движений: “исключительного” амидаизма, дзэн, почитания одной лишь “Лотосовой сутры”, “возрождения уставов и заповедей”. Их толкования дают различные ответы на вопрос, верно ли, что “злодеяние не препятствует” освобождению. Догэн (1200-1253) в этих спорах отстаивает точку зрения на “благо” и “зло” как осуществляемые здесь и сейчас, во время подвижничества. Статья предваряет перевод трактата Догэна “Не делай никакого зла” (“Сёаку макуса”, 1240 г.).

  • “ДОЛГ ГРЕХА”? ЭТОС ЛИЧНОСТИ И ВОПРОС НАСИЛИЯ У Ф.А. СТЕПУНА

    ГОЛЬДТ РАЙНЕР — 2015 г.

  • “ЗАБОТА” ХАЙДЕГГЕРА, “БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ” САРТРА И БУДДИЙСКАЯ ДУХКХА: ОНТОЛОГИЯ НЕГАТИВНОСТИ

    ЛИФИНЦЕВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА — 2015 г.

    Автор исследует онтологические стратегии западной экзистенциальной философии (её “атеистического” направления) и буддийской школы мадхьямака (шуньявада). Мы можем обнаружить схожие феноменологические стратегии наряду с крайними различиями в антропологии и ценностных задачах: (персонализм и деконструкция классического субъекта западной философии в экзистенциализме и радикальный имперсонализм буддизма). Мы полагаем, что в буддизме, а также у Хайдеггера и Сартра можно обнаружить схожие теории сознания. Категория “шунья” (пустота) в школе мадхьямака сопоставима с Ничто у Хайдеггера и Сартра (хотя они далеко не идентичны) и мы можем говорить о основополагающей роли негативности в обоих случаях. Мы пытаемся обосновать точку зрения, что позиция школы мадхьямака, строившей мощнейшую онтологию, была радикальным нигилизмом, а вовсе не скептицизмом (как считают многие современные буддологи). Нас также интересует проблема “несчастного сознания” (будь то “забота” Хайдеггера, “тошнота” Сартра или буддийская “духкха”) и различные подходы мыслителей к этой проблеме.

  • “ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ” В ПОЛИТИКЕ: КОНЦЕПЦИЯ “СЕКУЛЯРНОЙ РЕЛИГИИ” РАЙМОНА АРОНА В ИДЕЙНОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

    НИКАНДРОВ АЛЕКСЕЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ — 2015 г.

    Статья посвящена анализу концепции “секулярной религии” Р. Арона в контексте критики теорий “конца идеологии” 50-х гг. ХХ в. Раймон Арон одним из первых для переориентации интеллектуалов использует метод отождествления идеологии марксизма с религиозной идеологией, со своего рода секулярной религией. В этом тождестве он находит error fundamentalis марксизма как опиума левых интеллектуалов. В качестве трибуны для популяризации своих взглядов Арон использует проамериканский Конгресс за свободу культуры.

  • “НАУКА О РЕЛИГИИ”, “НАУЧНЫЙ АТЕИЗМ”, “РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ”: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ XX - НАЧАЛА XXI В

    ПУЩАЕВ Ю.В. — 2015 г.

  • “НАЦИЯ” И “ЭТНОС”: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ XVIII-XX СТОЛЕТИЙ

    ГРАНИН ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ — 2015 г.

    В статье анализируются эволюция понятий “этнос” и “нация” в истории европейской философии и науки XVIII - начала XX столетия, выявляются философские основания и исследовательские парадигмы концепций происхождения и эволюции этносов и наций.

  • “НЕГАТИВНАЯ ОНТОЛОГИЯ” Н.А. БЕРДЯЕВА И А.Н. ЧАНЫШЕВА: СОЦИАЛЬНОЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКЦИЯ

    ПОРУС ВЛАДИМИР НАТАНОВИЧ — 2015 г.

    В статье проведен сравнительный анализ “негативных онтологий” Н. Бердяева и А. Чанышева. В философии Бердяева “небытие” наделяется позитивным смыслом, поскольку оно является онтологической основой свободы. “Негативная онтология” Бердяева - философская реакция на кризис культуры России начала XX в. В ней отражена готовность к смене культурных эпох, характерная для этого периода. Показано, что “негативная онтология” Чанышева - реакция на обострение очередного культурного кризиса 60-х гг. в Советском Союзе. Обе “негативные онтологии” - иллюстрации контекстуальной зависимости метафизических поисков.

  • “ОЧЕРК О МУЗЫКЕ” А.Ф. ЛОСЕВА - ИСЧЕЗНУВШИЙ И ОБРЕТЕННЫЙ ТЕКСТ

    ТАХО-ГОДИ ЕЛЕНА АРКАДЬЕВНА — 2015 г.

    В статье рассматривается текстологическая проблема “Очерка о музыке”, написанного А.Ф. Лосевым (1893-1988) в 1920 г. Эта ранняя работа по философии музыки была напечатана после смерти автора в соответствии с рукописью, в которой отсутствовало начало текста. Е.А. Тахо-Годи пытается ответить на вопрос: можем ли мы восстановить теперь авторский замысел? Как показано в статье, “Очерк о музыке” не только тематически связан с “Музыкальным мифом” из работы Лосева “Музыка как предмет логики” (концепция Софии, общие литературные реминисценции и т.д.), но представляет финал этого текста, не включенный в книгу “Музыка как предмет логики” во время ее издания в 1927 г