Архив научных статейиз журнала «Русская речь»
-
КРИТЕРИЙ ЯСНОСТИ ЯЗЫКА ДРАМАТУРГИИ В КРИТИКЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
СЕРЕБРЯНАЯ И.Б. — 2014 г.
В статье приводятся критические высказывания, сделанные в первой половине XIX века, по поводу такого важного качества языка драматургии, как ясность. Замечания рецензентов отразили характерное для эпохи стремление литературного сообщества к внятности и естественности сценического языка, который был в тот период далек от натуральности и простоты.
-
КРИТЕРИЙ ЯСНОСТИ ЯЗЫКА ПОЭЗИИ В КРИТИКЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
СЕРЕБРЯНАЯ И.Б. — 2014 г.
Русские критики не оставляли незамеченными туманность изложения, двусмысленность, тавтологические и плеонастические повторы, требуя прозрачности и определенности стихотворного языка.
-
КРИТЕРИЙ ЯСНОСТИ ЯЗЫКА ПРОЗЫ В КРИТИКЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х ВЕКА
СЕРЕБРЯНАЯ И.Б. — 2014 г.
В статье рассматриваются замечания и суждения, сделанные критиками первой половины XIX века по поводу ясности языка прозы, то есть таких его важных коммуникативно-значимых качеств, как внятность, определенность, недвусмысленность. В высказываниях рецензентов отразились насущные культурно-речевые проблемы эпохи.
-
КТО В XVIII ВЕКЕ ГОВОРИЛ СВЫСОКА (ИЗ ИСТОРИИ АКАНЬЯ И ОКАНЬЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ)
МАЙОРОВ А.П. — 2014 г.
Автор статьи говорит лишь об одном небольшом фрагменте истории русского языка. Аканье, утверждая себя в качестве орфоэпической нормы национального русского языка, в XVIII веке противостояло оканью. Как проходил этот процесс в отдаленных регионах российского государства и почему при этом говорили «свысока»?
-
КУРСКОЕ СЛОВО. СБОРНИК СТАТЕЙ. ВЫПУСК 10. СЛОВЕСНАЯ ЖИВОПИСЬ ЕВГЕНИЯ НОСОВА
БОБУНОВА М.А. — 2014 г.
-
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «РУССКОГО ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ»
ИВАНОВА О.Е. — 2014 г.
В статье говорится об основных лингвистических и лексикографических принципах, на которых базируется академический орфографический словарь.
-
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
ЮЖАННИКОВА М.А. — 2014 г.
Статья знакомит читателей с таким стилистическим приемом, как ан-танаклаза - лексический повтор. Рассматриваются различные ее виды.
-
ЛЕТОПИСИ XV-XVI ВЕКОВ О ПОХОДЕ СМОЛЕНСКОГО КНЯЗЯ К МСТИСЛАВЛЮ
ТРОФИМОВА Н.В. — 2014 г.
В статье рассматривается малоисследованный текст, претерпевший существенные изменения в русском летописании. На составе и стилистике его вариантов отчетливо сказались время и место работы летописцев.
-
МАТИЦА - СЛОВО, ОБРАЗ, СИМВОЛ
КРИНИЧНАЯ Н.А. — 2014 г.
В статье на основе лингвистических (диалектных и древнерусских) материалов с привлечением произведений фольклора выявляется семантика слова, образа, символа, заключенная в понятии «матица». Обозначенная этой номинацией структурно-планировочная часть традиционного крестьянского жилища выступает в роли матери - некоего начала и основы бытия сородичей, живущих под единой кровлей. Матица, совместно с потолком, представлена как небеса крестьянского микрокосма.
-
МЕДВЕДКА - ОГОРОДНЫЙ ВРЕДИТЕЛЬ..?
ШЕЛКОВА И.А. — 2014 г.
В статье прослеживается история слов с фонетико-графическим обликом медведка в русском литературном языке и диалектах. В письменности они употребляются с XVII века для обозначения самых разнообразных реалий, но номинация всегда базируется на семантике слова медведь.
-
МЕДИАТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
КЛУШИНА Н.И. — 2014 г.
В статье говорится о медиатизации современной культуры и о медийных, социальных и стилистических эффектах, которые ее сопровождают. Под медиатизацией понимается создание зон пересечений медиадис-курса с различными социальными феноменами (политикой, культурой, религией и т.п.) и придание им публичности. Высказывается гипотеза о том, что в пространстве качественных медиа реализуется и развивается национальный стиль, который понимается как эталонный стиль, как рефлексия интеллектуальной элиты социума над формой выражения внутренней духовной силы нации, ее аксиологических, эстетических и этических идеалов.
-
МЕТАФОРА ОХОТЫ В РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ
ВОЗНЕСЕНСКАЯ М.М. — 2014 г.
В статье рассматриваются фразеологические обороты русского языка, внутренняя форма которых отсылает к ситуации охоты. Описываются различные фрагменты этой исходной образной основы, подвергающиеся метафорическим преобразованиям, и результаты этих преобразований, представленные в значении фразеологических единиц.
-
МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ «СКАЗКИ О СЕРЕБРЯНОМ БЛЮДЕЧКЕ И НАЛИВНОМ ЯБЛОЧКЕ» К. БАЛЬМОНТА
ПЕТРОВА Т.С. — 2014 г.
В статье рассматривается взаимодействие фольклорных и мифопоэ-тических образов, обусловивших специфику стихотворной «Сказки о серебряном блюдечке и наливном яблочке» в контексте сборника К. Бальмонта «Зарево Зорь»
-
МОРЕ В ПОЭЗИИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА
КОЛЫЧЕВА В.Л. — 2014 г.
В статье рассматриваются особенности восприятия моря поэтами Кольского Севера, регионально значимые слова для создания этого образа.
-
МОСКОВСКИЕ ВЫВЕСКИ 40-50-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ПОСПЕЛОВА Г.М. — 2014 г.
Статья продолжает цикл материалов о московских послевоенных вывесках. В данной части пойдет речь о наименованиях предприятий общественного питания.
-
МОСКОВСКИЕ ВЫВЕСКИ 40-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ПОСПЕЛОВА Г.М. — 2014 г.
Статья является продолжением материалов, опубликованных журналом в прошлом году. Автор прослеживает изменения в жизни Москвы через вывески - своеобразный историко-языковой свидетель.
-
МОСКОВСКИЕ ВЫВЕСКИ 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ПОСПЕЛОВА Г.М. — 2014 г.
Статья завершает цикл материалов о московских вывесках 40-90-х годов прошлого века.
-
МУРЗА - МИРЗА ИЗ ИСТОРИИ ТЕРМИНОЛОГИИ РУССКОГО АВАНГАРДА
КУЛМАМАТОВ Д.С. — 2014 г.
Темой статьи является словарный состав памятников русской переводной деловой письменности. Без изучения в сопоставительном плане иноязычной лексики нельзя воссоздать полной картины развития словарного состава национального русского литературного языка, установить закономерности формирования отдельных лексических групп, понять интернациональный характер заимствований.
-
Н.Н. МОТОНИС О ПИСАТЕЛЕ И ЧИТАТЕЛЕ ИСТОРИИ
РАСТЯГАЕВ А.В., СЛОЖЕНИКИНА Ю.В. — 2014 г.
Материалом для исследования авторам статьи послужила работа Н.Н. Мотониса «Рассуждение о двух главных добродетелях, то есть об искренности и несуеверном богопочитании», опубликованная в первом номере журнала «Трудолюбивая пчела», издаваемом А.П. Сумароковым. Н.Н. Мотонис развивает риторические положения М.В. Ломоносова: учит, как надо писать, и в то же время сам дает образец риторического сочинения. Н.Н. Мотонис предполагает активного читателя, а само чтение видится ему сложной деятельностью.
-
НАДПИСИ НА ОДЕЖДЕ ЯЗЫК ПРЕССЫ
ЧЖАН ЛИНЬ. — 2014 г.
Такое, казалось бы, малозаметное явление, как надписи на одежде, дает автору статьи богатый материал для исследования, осмысления его языковой и социальной природы.