научный журнал по истории и историческим наукам Этнографическое обозрение ISSN: 0869-5415

Архив научных статейиз журнала «Этнографическое обозрение»

  • НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ НА СЕВЕРНОЙ ТЕРРИТОРИИ" В АВСТРАЛИИ В 2007 Г.: ОЦЕНКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

    БАЗАЛЕЕВ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2014 г.

    В статье анализируются различные точки зрения на действия австралийского правительства в 2007 г., известные под названием "Неотложные меры на Северной Территории", с целью "нормализовать" ситуацию острого социального кризиса в отдаленных населенных пунктах, где проживают тысячи австралийских аборигенов. Детально рассматриваются причины, по которым было осуществлено данное вмешательство, перечисляются проведенные мероприятия и дается оценка их эффективности. Автор приходит к выводу, что в чрезвычайной ситуации государственные структуры Австралии в значительной степени воспроизводили те же интрузивные модели администрирования и контроля, которые использовались в прошлом. Это явным образом снизило эффективность программ и может иметь долгосрочные последствия - например, в виде углубления патерналистской зависимости. Делается предположение, что реализация "Неотложных мер на Северной Территории" может иметь влияние на международные правовые нормы, касающихся коренных народов.

  • НОВАЯ МИФОЛОГИЯ ИСТОРИИ: АРХЕТИП “ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ” И САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР В РАЙОНЕ ДЕРЕВНИ ОКУНЕВО

    СЕЛЕЗНЕВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ — 2014 г.

    В статье излагаются результаты полевого этнографического обследования нового сакрального центра, сформировавшегося в течение последних двух десятилетий в районе д. Окунево Муромцевского р-на Омской обл. Выявляются особенности массового сознания в области новой мифологии истории, характеризуются причудливые мифологические интерпретации местного богатого археологического наследия. Сформулированы выводы о специфике современных исторических и археологических мифов: иррационально-мистический опыт как источник знаний о прошлом; наивные этимологии, легко “доказывающие” идеологически заданные сценарии происхождения народов, языков, культур; заговор темных сил, скрывающих подлинные исторические знания от широких народных масс; свобода приобщения к великим эпохам, жонглирование тысячелетиями истории.

  • НОВЫЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ: СЛУЧАЙ КАЗАХОВ ГАНЬСУ

    , БУРИ ТАБЭА, ФИНКЕ ПЕТЕР — 2014 г.

    В статье мы описываем сообщество казахов китайской провинции Ганьсу, треть которого переехала в Казахстан в первой половине 1990-х гг. После этого две части сообщества начали развиваться в разных направлениях: Китай стал активно инвестировать средства в развитие инфраструктуры и создание рабочих мест для оставшихся казахов, Казахстан же перестал восприниматься как страна с перспективным будущим, хотя экономическая ситуация и улучшилась по сравнению с 1990-ми гг. Мы рассматриваем то, как две части сообщества (несмотря на то, что прошло совсем немного времени с момента разделения), развиваются сегодня, поддерживая лишь слабые транснациональные связи. Мы также показываем их расходящиеся представления о казахской нации и государственности.

  • О ПОЧИТАНИИ ВЕРБЛЮДА У НАРОДОВ ЮЖНОГО ПРИАРАЛЬЯ

    ЕСБЕРГЕНОВА СВЕТЛАНА ХОЖАКМЕТОВНА — 2014 г.

    Статья освещает проблему изучения реликтов верований, обрядов и культов народов Южного Приаралья, предлагает сравнительно-исторический анализ их связи с традиционными формами в хозяйственной деятельности, бытовом укладе и социальной организации. Осуществлены анализ и систематизация верований и обрядов с почитанием верблюда, сохранившихся в мифологии и фольклоре и бытовавших до недавнего времени у народов Южного Приаралья.

  • ОБ АРМЯНСКОЙ ЭТНОГРАФИИ И ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ АРМЕНОВЕДЕНИИ (РЕЦ. НА: АРМЯНЕ. М.: НАУКА, 2012)

    КУЗНЕЦОВ ИГОРЬ ВАЛЕРЬЕВИЧ — 2014 г.

  • ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО НА МИРОВЫХ БАНКНОТАХ

    ПЕСКОВ ДЕНИС АНДРЕЕВИЧ — 2014 г.

    В статье рассматриваются закономерности помещения объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на современные банкноты разных стран мира с целью создания образа страны как для внутреннего, так и для внешнего потребителя.

  • ОСОБЕННОСТИ РЫБОЛОВСТВА НА МАЛЫХ ВОДОЕМАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕСНЫХ НЕНЦЕВ)

    СПОДИНА ВИКТОРИЯ ИВАНОВНА — 2014 г.

    Данная статья посвящена роли рыболовства у аганской (варьёганской) группы лесных ненцев ХМАО-Югры, их представлениям о духах-покровителях рыболовства, специальным обрядам, направленным на их умилостивление; также в ней раскрывается преимущественная роль рыбных продуктов в их пищевом рационе, что в полной мере согласуется с точкой зрения, высказанной З.П. Соколовой в статье “Основные проблемы обско-угорской этнографии”, опубликованной в № 4-2013 “Этнографического обозрения”. В статье также уделяется внимание ненецким терминам анатомии рыб, которые водятся в бассейне р. Аган.

  • ОТ СУБКУЛЬТУР - К СОЛИДАРНОСТЯМ И НАЗАД К СУБКУЛЬТУРАМ? СПОРЫ О ТЕРМИНАХ И ЭТНОГРАФИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ

    ОМЕЛЬЧЕНКО ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА — 2014 г.

    В статье рассмотрены особенности ключевых теоретических конструктов молодежной социальности, актуальных для современной академической дискуссии. Акцент делается на значимости термина солидарность как на наиболее адекватном способе описания различных типов молодежных формирований XXI века - временных и постоянных, реальных и воображаемых, существующих в оф- и онлайне, отличающихся множеством измерений: гендерным, стилевым, субкультурным. Особое значение в консолидации солидарных формирований имеет внутри- и межгрупповая коммуникация, а также разделяемые группой ценности и нормы.

  • ПАМЯТИ ВАЛЕРИАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА КОЗЬМИНА

    2014

  • ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ" СТОЛИЦЫ КОМИ: МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ И ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА

    РЯБИНКИН ГЕОРГИЙ СЕРГЕЕВИЧ, ШАБАЕВ ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ — 2014 г.

    В статье показаны особенности исторического и культурного развития столицы Республики Коми - Сыктывкара. Анализируются динамика этнического состава и формы презентации этничности в городской среде, городская идентичность и культурное пространство города. Авторы обращают внимание на то, что этничность в городе проявляется как на личностном, так и на институциональном уровне и актуализируется не только в результате деятельности культурных институтов, но и в силу принятой в Коми модели республиканского сообщества. Символическое пространство города представляет собой сочетание этнических и надэтнических культурных образов и наименований, среди которых существенное (но не доминирующее) место занимают образы и названия, связанные с культурой коми или трактуемые как таковые. Общегородская идентичность выражена слабо в силу вторичности городского текста и фрагментированности самого пространства города.

  • ПЕРВОБЫТНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ИНИЦИАЦИИ В КРУГЕ “ВЕЧНЫХ” ВОПРОСОВ

    ТЕНДРЯКОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА — 2014 г.

    Статья посвящена дискуссионным вопросам классификации обрядов перехода и таксономическому основанию для обособления среди них обрядов инициации: что, с одной стороны, выделяет возрастные инициации из всего многообразия обрядов жизненного цикла, а с другой стороны, позволяет отнести к одной категории столь разноплановые явления, как вступление в секту, ложу, братство, возведение в сан монарха или рыцаря, крещение, конфирмацию и возрастные инициации. Рассматриваются такие аспекты инициаций, как посвящение в таинства и доступ к эзотерическим знаниям; механизмы идентификации с новой социальной ролью, задействованные в инициациях; символика смерти, а также боль в инициациях и различные подходы к ее интерпретации.

  • ПЕРВОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕРОВАНИЙ АБОРИГЕНОВ АМЕРИКИ (“СООБЩЕНИЕ” РАМОНА ПАНЭ)

    АЛЕКСАНДРЕНКОВ ЭДУАРД ГРИГОРЬЕВИЧ — 2014 г.

    “Сообщение” Р. Панэ о мировоззрении одного из аборигенных народов Америки, а именно обитателей о. Гаити, составленное в конце XV в., являет собой запись мифа о происхождении людей, ряда элементов культуры и явлений природы. Описаны некоторые верования и ритуалы, в том числе пророчества с помощью галлюциногенов, а также лечение больного и месть за его смерть. Представлены несколько божеств разных вождей. Сообщение заканчивается рассказом о некоторых моментах христианизации аборигенов. В мифе, изложенном Панэ, прослеживаются отдельные параллели с мифами аборигенов континентальной Америки, прежде всего Южной. Работа Панэ ценна как самое раннее свидетельство о представлениях о мире обитателей одного из регионов западного полушария на момент появления там европейцев и единственное для Больших Антильских островов.

  • ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ЗНАЧЕНИЕ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ)

    БЕЛИК АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2014 г.

    Статья посвящена роли ИСС в разных культурах. Исходными принципами размышлений автора являются положение Э. Бургиньон о тесной связи телесной основы индивида и содержания психических процессов в ИСС и рассмотрение человека в качестве "психобиологической системы в культурном окружении". Рассматриваются также "легкие" ИСС - "мягкие" экстатические состояния типа "высших переживаний" А. Маслоу. В завершение анализа автор выделяет важнейший эффект ИСС -"психобиологическую синхронизацию" как на межличностном, так и на органическом уровнях взаимодействия.

  • ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ВЕРХНЕПАРЕНЬСКИХ КОРЯКОВ: НЕИЗВЕСТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РИТУАЛА

    ХАХОВСКАЯ ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА — 2014 г.

    На основании полевых материалов автора описан неизвестный элемент похоронного ритуала коряков - присаживание на грудь покойного в позе всадника перед выносом тела. Предложены варианты интерпретации выявленного обряда, который в настоящее время является этнографической загадкой. Обсуждаются состояние источниковой базы корякской погребальной обрядности и дисциплинарные практики репрезентации полевых наблюдений.

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДИХОТОМИИ "СЕВЕР-ЮГ" В КЫРГЫЗСТАНЕ

    ИСАБАЕВА ЭЛИЗА — 2014 г.

    Дихотомия "север-юг" в Кыргызстане имеет характер не только географический и символический, но и политический, включающий в себя исторические, культурные и экономические различия. Разделение Кыргызстана на север и юг не ново и уходит корнями во времена существования Кокандского ханства. Однако усиленная политизация дихотомии началась со времени обретения независимости, когда правящая элита и оппозиция активно начали использовать разделение страны на север и юг в борьбе за власть и ограниченные ресурсы. Данная ситуация несомненно повлияла на жизнь обычных жителей Кыргызстана, которые разделились на "северян" и "южан". Проводя параллели между политизацией дихотомии на макро- и микроуровнях, статья имеет целью расширение понятий этнической и политической идентификации.

  • ПОСЕЛЕНИЕ АРКАИМ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ АРХЕОЛОГИИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ (К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И МАССОВОГО СОЗНАНИЯ)

    КУПРИЯНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА — 2014 г.

    Проблемы популяризации исторического знания, взаимодействия науки и общества имеют особенную актуальность в современном мире. В этих условиях бурные дискуссии вызывает судьба таких археологических памятников, как поселение Аркаим (Южный Урал), научная ценность которых, с одной стороны, не подлежит сомнению, с другой стороны - вызывает опасения, так как они давно уже являются объектами в основном не научного, а так называемого “эзотерического” туризма. В статье представлена попытка выявить ключевые проблемы, возникающие у археологов при попытках популяризации научной информации для СМИ, туристов, читателей популярной литературы, а также причины “поглощения” Аркаима потоком неоязыческих и националистических общественных движений.

  • ПОСЛЕСЛОВИЕ: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОСТСОЦИАЛИЗМА

    ГУРОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА — 2014 г.

  • ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД ВНЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА ТРАНСФОРМАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    СОКОЛОВА АННА ДМИТРИЕВНА, ЮДКИНА АННА БОРИСОВНА — 2014 г.

  • ПОЧИТАЕМЫЕ РОДНИКИ В XIX В.: РОЛЬ “ХРАНИТЕЛЯ СВЯТЫНИ” В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТА

    ПЛАТОНОВ ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ — 2014 г.

    В статье на материалах архива Священного Синода рассматриваются наиболее характерные для XIX в. случаи возникновения почитаемых родников и реакция на них церковной и светской администрации. Зарождение культа почитаемого родника разделяется на несколько этапов в зависимости от изменения статуса объекта в процессе его становления. Делается вывод об определяющей роли “хранителя святого места” для дальнейшей судьбы родника на первом и самом важном этапе зарождения культа.

  • ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ XIX - НАЧАЛА XX В.: К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПРАЗДНИЧНЫХ И РАБОЧИХ ДНЕЙ

    ВАСИЛЬЕВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ — 2014 г.

    В статье рассматривается вопрос о количестве праздничных дней у крестьян русской деревни XIX - начала XX в. Автор критикует метод и опровергает выводы историка Б.Н. Миронова, который развивает идеи "государственников" дореволюционной России об избыточном числе праздников в русской деревне. Статья подвергает сомнению используемые ими формальные методы исследования, не учитывающие отличий крестьянского календаря от церковного и светского, а также его местных особенностей. Подсчет количества праздничных дней в источниках, знакомых с бытом русской деревни изнутри, серьезным образом расходится с оценками "государственников" и Б.Н. Миронова.