научный журнал по истории и историческим наукам Средние века ISSN: 0131-8780

Архив научных статейиз журнала «Средние века»

  • ПАМЯТИ МАРГАРИТЫ МИХАЙЛОВНЫ ОЩЕПКОВОЙ (30.12.1937-23.10.2010)

    2011

  • ПИСЬМА М.М. СМИРИНА К В.А. ЕРМОЛАЕВУ (1952-1973 ГГ.): ИЗ АРХИВА В.А. ЕРМОЛАЕВА

    2011

  • ПОЗДНИЙ НОВГОРОД И ЧЕХИЯ ЯГЕЛЛОНОВ (ПОПЫТКА СРАВНИТЕЛЬНОГО СОПОСТАВЛЕНИЯ)

    ФЛОРЯ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ — 2011 г.

    В статье сопоставляются социальный строй и государственные институты Новгорода второй половины XV в. и Чехии рубежа XV и XVI вв. Автор доказывает большое сходство двух государств и обществ (при наличии ряда различий между ними). Это позволяет поставить более общий вопрос о типологическом сходстве позднего Новгорода по своему социальному и государственному строю со странами Центральной Европы позднего Средневековья.

  • СВЯТЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ В СВЕТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: К ВЫХОДУ В СВЕТ «COLLECTANEA BORISOGLEBICA»

    ЩАВЕЛЕВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ — 2011 г.

    Статья представляет собой критический обзор первого выпуска новой серии, в которой планируется публикация исследований о жизни, обстоятельствах убийства и посмертного почитания святых князей Бориса и Глеба, - «БорисоГлебский сборник». Инициатором издания стал французский историк Константин Цукерман. Первый выпуск «Борисо-Глебского сборника» включает в себя исследования археологов, искусствоведов, филологов, палеографов и историков, выполненные на самом высоком научном уровне. В тематическом сборнике составителю удалось показать почти весь спектр современных подходов к изучению раннесредневековой Руси.

  • СЛУЖИЛЫЕ «НЕМЦЫ» - УЧАСТНИКИ СМУТЫ: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО СОСТАВА В 1604-1612 ГГ

    СКОБЕЛКИН ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2011 г.

    В статье предпринята попытка реконструировать персональный состав западноевропейцев, находившихся на русской военной службе в годы Смуты. Анализ источников позволил выявить имена 322 человек. Однако, судя по косвенным данным, это число составляет не более одной трети от реального количества западноевропейцев, принимавших участие в событиях Смутного времени в составе армий русских царей.

  • СОЛДАТЫ СМУТЫ. НАЕМНИКИ В РОССИИ НАЧАЛА XVII В

    НОЗДРИН ОЛЕГ ЯКОВЛЕВИЧ — 2011 г.

    Сплоченность, мобильность, корпоративность, профессионализм и опыт, достигавшиеся многолетней службой обеспечивали наемникам прочные позиции на международном рынке ратных услуг XVI-XVII вв. Слабость национальной военной организации увеличивала зависимость от их отрядов, компенсировавших достоинства пороками, включавшими неподсудность гражданским властям, разорительные постои и грабежи. В начале XVII в. внутренние конфликты, совпавшие с вмешательством внешних сил, угрожали суверенитету России, обеспечив внимание «солдат удачи» к русским делам. Следствием этого в 1612 г. в Архангельске высадился отряд А. Флодорфа, А. Астона и Д. Хилла, историю которого, помещенную в широкий контекст европейской политики, рассматривает статья.

  • СУДЬБА РЯДОВОГО УЧАСТНИКА СВАДЕБНЫХ ТОРЖЕСТВ МАРИНЫ МНИШЕК И ЛЖЕДМИТРИЯ I (ЧЕЛОБИТЬЯ СТАНИСЛАВА САНДЕЦКОГО ЦАРЮ МИХАИЛУ РОМАНОВУ)

    ОПАРИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА — 2011 г.

    В настоящей публикации представлены челобитные 1619 г. одного из рядовых участников Смуты, иммигранта из Речи Посполитой Станислава Сандецкого. Тексты принадлежат к тому типу иностранных свидетельств, который мало привлекает исследователей. Челобитные иммигрантов, представляющие собой послужные списки, содержат информацию о событиях Смутного времени. Данное прошение повествует о перипетиях судьбы Станислава Сандецкого и его участии в таких поворотных событиях, как свадьба Лжедмитрия I и Марины Мнишек, пребывание Марины Мнишек в Коломне, бегство Марины Мнишек и Ивана Заруцкого в южные регионы России.

  • ТИРАН ИЛИ СОФИСТ: ВОСПРИЯТИЕ ПОДЛОЖНЫХ ПИСЕМ АКРАГАНТСКОГО ПРАВИТЕЛЯ ФАЛАРИСА В XV-XVII ВВ

    РЯЗАНОВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2011 г.

    Личность Фалариса, акраганского тирана VI в. до н.э., имевшего обыкновение сжигать своих врагов во чреве бронзового быка, на столетия стала воплощением свирепого нрава. В период поздней античности он привлек внимание греческих риторов, которые нередко писали под именами исторических или легендарных персонажей свои упражнения со стилем и словом. Среди таких анонимных произведений и стал сборник из 148 писем, написанных от лица Фалариса. В итоге его имя оказалось связано с одной из наиболее удачных подделок в истории литературы. Всплеск интереса к письмам относится к XV в., когда итальянские гуманисты начали открывать западному миру забытые сокровища греческой литературы. Письма Фалариса были переведены на латинский и итальянский языки и неоднократно издавались в течение кватроченто. Поддельный тиран поражал людей Ренессанса отнюдь не жестокостью. Письма изображали его справедливым правителем, ученым и меценатом. Эти качества были важны для воспитания идеального ренессансного государя. В конце XVII в. письма стали предметом академических и литературных споров среди английских ученых и писателей. Их главным достижением стал выход «Рассуждений» выдающегося филолога Ричарда Бентли, который доказал поддельность этих писем.

  • ХАЧАТУРЯН Н.А. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА. М: НАУКА, 2008. 313 С

    КИСЕЛЕВА Л.И., РЕВУНЕНКОВА Н.В., ФЕДОРОВ С.Е. — 2011 г.

  • ХАЧАТУРЯН НИНА АЛЕКСАНДРОВНА

    2011

  • ЭХО РУССКОЙ СМУТЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

    БЕРЕЛОВИЧ АНДРЭ — 2011 г.

    В статье предпринимается попытка поставить отголоски Смутного времени в России (ок. 1604-1620 гг.) в более широкие рамки каналов распространения информации в Европе. Представлены три примера информаторов, являвшихся одновременно политическими агентами: капитаны Ла Бланк и Маржерет, а также купец-дипломат Джон Меррик. Очерчена структура информационной сети во Франции. Дается общий анализ источников и содержания информации о России, начиная с депеш из Польши, хранящихся в берлинских архивах Бранденбургской канцелярии.

  • АННАЛЫ НА ПАСХАЛЬНЫХ ТАБЛИЦАХ КАК ФОРМА ИСТОРИОПИСАНИЯ (АНГЛИЯ, КОНЕЦ X - НАЧАЛО XI В.)

    ГИМОН ТИМОФЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ — 2010 г.

    Annals in Easter tables is a 'primitive' though important genre of medieval historical writing. The article contains a systematic overview of such annals written in late Anglo-Saxon and early Norman England, which survive in seven manuscripts (Oxford, Bodleian Library, Bodley 579, f. 53r; London, British Library, Cotton Titus D. xxvii, f. 14v-21r; London, British Library, Cotton Caligula, A. xv, f. 132v-139r; Roma, Biblioteca Apostolica Vaticana, Reg. lat. 12, f. 16v and 17v; London, British Library, Cotton Nero C. v, f. 19v-26r; Cambridge, University Library, Kk 5.32, f. 61r-75v; Oxford, St John's College 17, f. 29r- 29v and 139r-155v). The author consulted manuscripts in London and Cambridge de visu and is familiar with those in Oxford and Rome via facsimiles. He studies the layout of the tables, the appearance, origin and process of creation of the annals as well as their content. Most of the annals are placed in the right or left margins of paschal tables designed for particular sets of years (more or less long). In two manuscripts of Marianus Scotus' Chronicle annals accompany a universal table for 532 years, and comprise a sort of world chronicle with short English additions. The quantity of annalistic notes in one table varies from three to several hundred. Most of the annals are in Latin but the notes in London, British Library, Cotton Caligula, A. xv are in Old English until 1109. Sometimes annals were created retrospectively in one sitting, but sometimes were updated from time to time. Annalistic notes are dedicated to various topics, among which changes of secular and ecclesiastical rulers predominate. The two earliest sets of annals (and the only pre-1066 ones) contain nothing but obits. Later annals describe other kinds of events as well, and their notes are sometimes more extended than two or three words. Annals in Easter tables are interesting from several points of view: as reflections of historical memory of particular religious houses, as examples of medieval historiographical work (sometimes undertaken by several generations of monks), as an independent source of information on historical events and as valuable palaeographical material.

  • БЕРЕНГАРИЙ I У ВЛАСТИ: КОРОЛЬ ИТАЛИИ (888-915), ИМПЕРАТОР (915-924)

    ФЕЛЛЕР ФЕЛЛЕР — 2010 г.

    L'exemple de Bйrenger Ier, roi d'Italie et empereur, montre la transformation de l'essence du pouvoir royal en Italie dans les conditions d'anarchie fйodale а la fin des annйes 880. La carriиre royale de Bйrenger a connu des rйussites: l'un des multiples souverains apparus а l'intйrieur des territoires de l'empire carolingienne, il a reзu le titre impйrial de la part du pape Jean X. Pour йtablir et maintenir des йquilibres entre des groupes rivaux des aristocraties, Bйrenger, comme tous les souverains de son temps, gouverne en faisant des dons. А travers des formules conventionnelles ou stйtrйotypйes, il est possible de comprendre la conception du pouvoir et des moyens qui sont а la disposition de ce roi. Les prйambules de ses diplфmes expriment l'idйe de la rйmunйration ou de la gratification octroyйe en йchange de services. Bйrenger ne peut plus offrir un surcroоt d'honneur mais seulement des munera trиs matйriels. Incapable dйsormais d'exalter la puissance du souverain qui honore ses sujets en leur faisant des dons, il avoue dans ses prйambules, nйgocier avec eux leur fidйlitй. Il fait dйcrire, dans les Gesta, un pouvoir rкvй victorieux et glorieux, culminant dans l'accession au titre impйrial. Le dйcalage entre ce que rйvиlent les diplфmes et ce que suggиre le panйgyrique rйvиle un йlйment important des monarchies hйritiиres de l'empire: si elles ne peuvent plus gouverner avec efficacitй en mobilisant hommes et institutions, elles maоtrisent encore suffisamment bien les codes de l'йcrit pour donner le change en utilisant un appareil idйologique sophistiquй. Pauvres en moyens, elles ne sont pas dйpourvues de mots ni de concepts pour apprйhender et dйcrire les actes politiques effectuйs. Ce sont des pouvoirs affaiblis, mais non des pouvoirs а la dйrive: les acteurs savent ce qu'ils font et sont en mesure aussi de le faire savoir, du moins auprиs de ceux qu'il importe de convaincre afin de gagner ou de conserver leur appui. L'exercice du pouvoir repose alors sur la maоtrise des gestes et des rituels dans lesquels ils s'insиrent autant que dans les mots employйs par les diplфmes et les textes de propagande. Igor Dubrovsky DONS ET RELATIONS On sait que l'йchange des dons peut favoriser les liens sociaux. Or son rфle dans la vie sociale se prйsente souvent de maniиre abstraite et gйnйrale. Ainsi, selon George Duby et Aaron Gourevich, l'йchange des dons serait au Moyen Age le vrai contenu et le mйcanisme commun des pratiques sociales diffйrentes. А l'avis de Igor Dubrovski, il y a toutefois au moins quelques nuances а apporter dans ce tableau qui exige une prйcision des termes. L'auteur met l'accent sur la gratuitй du don. Selon Pierre Bourdieu, elle est а la base de sa capacitй unique а crйer des relations permanentes. Par consйquent, il faut distinguer les dons et les autres formes de l'йchange. De ce point de dйpart, l'auteur propose une autre vision des donnйes prйsentйes dans l'article de Laurent Feller.

  • БУЛЛА «AD EXTIRPANDA» 1252 ГОДА И ЕЕ РОЛЬ В БОРЬБЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ С ЕРЕТИКАМИ

    ДУНАЕВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ — 2010 г.

    Nella prima parte dell'articolo viene presentata l'analisi della bolla «Ad extipanda» nel contesto della lotta del papato contro le eresie nei secoli XII-XIII; nella seconda parte l'autore fornisce la sua traduzione in russo. Basandosi su fonti come i decreti dei concili ecclesiastici, le bolle papali e le leggi promulgate dai sovrani europei contro gli eretici, nonchй sui documenti del diritto canonico, l'autore segue l'evoluzione della nozione «eretico» nei secoli XII-XIII, studia il processo della formazione della legislazione contro gli eretici e analizza i mezzi che utilizzava il papato per far partecipare le autoritа civili alla lotta contro di loro. Poi l'autore passa allo studio delle condizioni in cui fu promulgata la bolla «Ad extirpanda» e ne analizza brevemente il contenuto sottolineando l'importanza che dava il papato al coinvolgimento delle cittа lombarde, romagnole e trevisane dove pullulavano gli eretici nell'estirpazione delle eresie.

  • БУЛЛА ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ IV «AD EXTIRPANDA»

    2010

    Пер. с лат. яз. и примеч. А.Л. Дунаева

  • ВИКОНТЫ МОНТЕГЮ: СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА XVI В

    СЕРЁГИНА АННА ЮРЬЕВНА — 2010 г.

    16th-century England witnessed the rise of new noble dynasties that replaced old families which had not survived the Wars of the Roses. These new 'dynasties' invented their own family histories in order to justify their claims to noble status. Genealogical links with old Norman noble families constituted an important component, although by no means the only one. The Renaissance idea of 'true nobility', revealed through loyal service to the King and nation, played its role as well. The Reformation added yet another dimension - devotion and allegiance to the 'true' faith. The article analyses the family 'legend' of the first generations of the Viscounts of Montague (second half of the 16th c.). It is shown that by the early 17th century the family 'story' had been re-interpreted, so that its genealogical and 'civil' components prominent in its earlier version were subordinated to the confessional one. This reinterpretation reflects changes in the political role of Catholic nobility in Protestant England. Having lost access to key offices of state, the Viscounts preferred to justify their noble status by referring to their unblemished confessional credentials.

  • ДАРЫ И ОТНОШЕНИЯ

    ДУБРОВСКИЙ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ — 2010 г.

  • ДВОР КНЯЗЯ И РАСЦВЕТ ПОСВЯЩЕНИЯ В РЫЦАРИ В НОРМАНДИИ В XI-XII ВЕКАХ

    ДОМИНИК БАРТЕЛЕМИ — 2010 г.

    L'article est consacrй aux problиmes du procиs de la mutation chevaleresque de la noblesse guerriиre en France entre 1060 et 1130. Les deux signes essentiels sont le rite d'adoubement et le spectacle du tournoi. L'essor de l'adoubement est trиs йtroitement liй а celui des cours princiиres. Mais la question est de savoir si dans ces cours, l'adoubement exalte uniquement les jeunes chevaliers adoubйs, ou s'il permet aux princes d'acquйrir sur eux plus de pouvoir. L'auteur s'appuie dans cette йtude sur les chroniques de la Normandie, йcrites entre 1015 et 1145. L'enquкte montre que l'adoubement ne remplace pas l'hommage, il se surajoute а lui plutфt. Le dйveloppement de l'adoubement paraоt contemporain de celui de l'hommage а la cour mкme du prince. La mutation chevaleresque se comprend comme un effort, а travers la pratique des tournois et les rites d'adoubement, pour perpйtuer le rиgne des valeurs guerriиres, dans une sociйtй dont les йlites ont des fonctions diverses. Mais l'essor des cours princiиres permet une certaine domestication de la noblesse par les rois et les princes, et amиne aussi le dйveloppement d'une sociabilitй d'un style nouveau, aimable, ludique et facйtieux. L'exaltation de la chevalerie en soi а partir du XIIe siиcle ne doit pas cacher le dйclin social effectif, l'appauvrissement, de beaucoup de chevaliers chassйs des villes, peinant а trouver une place а la cour du prince.

  • ЕФИМОВ С.В., РЫМША С.С. ОРУЖИЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XV-XVII ВВ.: В 2-X Т. СПБ.: АТЛАНТ, 2009

    ИГИНА Ю.Ф. — 2010 г.

  • КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕФОРМА И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ПОНИМАНИИ ГУБЕРТА ЙЕДИНА

    МЯКШИН ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2010 г.

    The article is dedicated to Hubert Jedin (1900-1980), the most respected and probably most prolific and prominent Roman Catholic historian of the 20th century who wrote on 16th-century Catholicism. The author deals with Jedin's understanding of the mutual relationship between Catholic Reform/Reformation and Counter Reformation, borrowing a starting point in this quest from Jedin's essay «Catholic Reformation or Counter-Reformation» (1946). In this outstanding essay about the proper naming of the Catholic Church in the 16th and 17th centuries Jedin first reviewed the history of the two terms then most current for designating 16th- and 17th-century Catholicism, i.e. «Catholic Reform/Reformation» and «Counter-Reformation». Jedin then elaborated on how he understood them and their mutual relationship, coming to the conclusion that a combination of the two, «Catholic Reform and Counter-Reformation», was the proper designation. The author tries to comprehend the reasons that led Jedin to such a conclusion. In doing so he describes Jedin's understanding of the phases of Catholic Reform and Counter-Reformation, the Papacy, the Society of Jesus and the Council of Trent. At the same time the author pays much attention to Jedin's terminology, chronology and relationship of his ideas to the views of other prominent historians, in the first place, L. von Ranke and J. O'Malley. Meanwhile, within the limits of the article the author describes Jedin's ideas in a rather schematic way, and is aware that not even a dozen of articles can fully reveal the deepness and clarity of Jedin's thought.