Архив научных статейиз журнала «Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность»
-
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ЭКОНОМИКИ
ЭЛЬЯНОВ АНАТОЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ — 2008 г.
К чему бы ни сводились и как бы ни решались проблемы международной миграции, в основе этого феномена лежит естественная тяга мигранта к улучшению условий жизни. В отсутствие каких-либо природных и (или) общественно-политических катаклизмов, вынуждающих покидать обжитое место вопреки собственному желанию, миграция вызывается стремлением к трудоустройству, более высоким заработкам, повышению уровня образования и (или) профессиональной подготовки в расчете на их последующую экономическую отдачу. Поэтому и решение о миграции принимается обычно на семейном совете или общиной. Но будучи сугубо частным делом, международная миграция оказывает ощутимое воздействие на общий ход мирового развития.
-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР ИНДОЛОГОВ
СЕРЕБРЯНЫЙ С.Д. — 2008 г.
-
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИСЛАМА
ДЕМЧЕНКО А.В. — 2008 г.
-
МИГРАЦИЯ ЗАПАДНЫХ ОЙРАТОВ В ПОВОЛЖЬЕ И РУССКО-КАЛМЫЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ЛЮБИМОВ ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ — 2008 г.
Русская колонизация восточных земель, так называемое "движение встречь солнцу", явилось частью общемирового процесса, положившего начало созданию крупнейших колониальных империй. Хотя в целом характер колонизации определялся особенностями взаимоотношения с инокультурными народами, столь же важным фактором оказывалась специфика внутреннего развития метрополии. Одной из существенных черт формирования Российской империи было то обстоятельство, что отсутствовала четко очерченная граница между центром (метрополией) и периферией (колонией), так как присоединение новых земель шло по типу расширения территории, т.е. создания единого геополитического пространства. Яркий пример такой интеграции дают русско-калмыцкие отношения.
-
МИР ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
ЛЕПЕХОВ С.Ю. — 2008 г.
-
МИФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ УЧЕНИЯ КАЛАЧАКРА В БУДДИЙСКОЙ ЛЕГЕНДЕ О ШАМБАЛЕ
СТРЕЛКОВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ — 2008 г.
Буддийское учение Калачакра (санскр. "Круг времени") оформляется в Индии в первой половине XI в. и является самой поздней из буддийских тантр. Термин "тантра" (санскр. "ткацкий станок", "основа (ткани)", "существенная часть", "модель", "система", "доктрина") выступает наименованием класса религиозных систем (возникают в буддизме и индуизме во второй половине 1-го - начале 2-го тыс. н.э.) и в то же время используется как наименование класса базовых текстов этих систем. В XI в. учение Калачакра получает распространение в Тибете. С принятием буддизма монгольскими народами оно появляется и на их территориях. Вместе с данным учением во всех этих регионах получили распространение система хронологии (шестидесятилетние циклы), принятая в тантре Калачакра, а также эсхатологические представления этой тантры. В буддийской Центральной Азии Калачакра и поныне остается живым учением. На территории России оно традиционно представлено в Бурятии и Калмыкии. Мифическая история учения Калачакра и его эсхатологические представления зафиксированы в буддийской легенде о священной стране Шамбале. Эта легенда прошла долгий путь развития и отражена в письменных памятниках Востока: индийских (XI в.), тибетских (XI-XX вв.) и монгольских (XVIII-XX вв.) буддийских сочинениях, продолжая и поныне занимать важное место в культуре буддийской Центральной Азии. В данной работе проводится анализ буддийской легенды о Шамбале как источника сведений по мифической истории и эсхатологии тантры Калачакра.
-
МУСУЛЬМАНЕ В УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ (1767-1768): ВОПРОСЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ИСЛАЕВ ФАЙЗУЛХАК ГАБДУЛХАКОВИЧ — 2008 г.
На долгом и сложном пути становления отношений между государством и исламом в России важную роль сыграла работа Уложенной комиссии в 1767-1768 гг. На заседаниях этой комиссии впервые в истории России публично обсуждалось положение различных религий и вырабатывались рекомендации для удовлетворения религиозных потребностей российских народов в тесной связи с их социально-экономическими нуждами. Один из значимых итогов видится в том, что по сути дела была заложена законодательная база для признания ислама как терпимой веры в Российском государстве. Хотя литература по истории Уложенной комиссии достаточно обширна, однако проблемы межрелигиозных отношений, положение конфессий в наказах и деятельность мусульманских депутатов до настоящего времени оставались без должного внимания.
-
МУСУЛЬМАНСКИЕ ШКОЛЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: БОРЬБА ЗА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
ПЛЕЩУНОВ ФИЛИПП ОЛЕГОВИЧ — 2008 г.
Почти полвека в отношениях с мусульманскими общинами на своей территории власти Великобритании придерживаются так называемой политики мультикультурализма, суть которой сводится к предоставлению различным этническим и религиозным группам равных прав и возможностей для участия в жизни государства. Такой подход призван способствовать максимально быстрой и безболезненной интеграции этих групп и меньшинств в социальную структуру государства. В 1960-х гг. был принят ряд антидискриминационных законов. Мусульманские общины активно пользуются такими благоприятными условиями, результатом чего стало значительное увеличение их численности с 1960-х гг. Однако, требуя и нередко получая все новые права и уступки, выходцы из мусульманских стран и их потомки вовсе не спешат интегрироваться в социальную структуру государства, как на то рассчитывает британское правительство. Ярким примером этого утверждения может служить ситуация в области образования и организации мусульманских школ в Соединенном Королевстве.
-
Н.Б КОЧАКОВА. СВЯЩЕННЫЙ ИЛЕ-ИФЕ: ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. М.: ИНСТИТУТ АФРИКИ РАН, 2007. 288 С
ЛЬВОВА Э.С. — 2008 г.
-
Н.В. ГРИШИНА. ТЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ УРБАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АФРИКАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮАР). М.: ИНСТИТУТ АФРИКИ РАН, 2007. 174 С. (ТЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Т. 7)
МАЦЕНКО И.Б. — 2008 г.
-
Н.Н. КРАДИН. КОЧЕВНИКИ ЕВРАЗИИ. АЛМАТЫ: ДАЙК-ПРЕСС, 2007. 416 С
ВАСЮТИН С.А. — 2008 г.
-
Н.Э. МАСАНОВ, Ж.Б. АБЫЛХОЖИН, И.В. ЕРОФЕЕВА. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И МИФОТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КАЗАХСТАНА. АЛМАТЫ: ДАЙК-ПРЕСС, 2007. 296 С
КОСАЧ ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ — 2008 г.
-
НА СЛУЖБЕ ДВУХ ИМПЕРИЙ: ЖИЗНЬ ГЕНЕРАЛА МУСЫ КУНДУХОВА
ГАНИЧ АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА — 2008 г.
Наше внимание часто привлекают личности, жизнь и деятельность которых, степень влияния на судьбы соотечественников нельзя оценить однозначно. К подобным персонажам истории Кавказа можно отнести и генерал-майора русской армии, ставшего затем "пашою в чине Мир-Лива" в Турции, осетина по происхождению Мусу Алказовича Кундухова (1818-1889). Он известен главным образом благодаря событию второй половины XIX в. - организации переселения части чеченцев и осетин в Османскую империю. Его жизнь и деятельность представляют значительный интерес для характеристики той эпохи, периода Кавказской войны и мухаджирства1, для понимания политики российских и османских властей на Северном Кавказе. Отдельные эпизоды биографии М. Кундухова освещены в отечественной и зарубежной литературе. Общая оценка и анализ его деятельности была дана в статьях В.В. Дегоева и Г.В. Чочиева [Дегоев, 2003; Чочиев, 2006]. В данной статье предпринята попытка на основе архивных источников и мемуарной литературы воссоздать деятельность этого человека на фоне происходивших тогда на Кавказе эпохальных перемен2.
-
НАГРАДНАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕИ И КНДР В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
РОЗАНОВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ — 2008 г.
В конце XIX- начале XX в. правящие круги Корейской империи, решая задачи по укреплению государства и обеспечению эффективности управления, обратили внимание на такой инструмент политики и идеологии, как наградная система. 17 апреля 1900 г. императорским указом № 13 в Корее была введена национальная наградная система и учреждены первые ордена. После 1948 года, формируя и развивая свои государственные институты в обстановке жесткой взаимной конфронтации и конкуренции, и Север, и Юг также не оставили без внимания такой важный инструмент политического и идеологического воздействия на госаппарат, военных и на население в целом. В преддверии и с началом в июне 1950 г. Корейской войны Север и Юг усилили свой наградной инструментарий, учреждая ордена и медали, поощряющие к героическим действиям и самопожертвованию в борьбе с оружием в руках. В настоящее время Южная Корея располагает сформировавшейся и достаточно эффективной наградной системой, отвечающей своему главному предназначению: стимулированию и поощрению населения на успешное решение приоритетных задач, ставящихся руководством государства в области политики, экономики, идеологии и культуры. То же можно сказать и о современной наградной системе "северян".
-
НИСА - ДРЕВНИЙ ОЧАГ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ХУДЯКОВ Ю.С. — 2008 г.
-
НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АЗИИ И ОЧАГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
ДАНИЛОВ Б.Я. — 2008 г.
-
О ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИНАХ ПОЯВЛЕНИЯ ИМЕНИ БОГА СЕРАПИСА В "РОМАНЕ ОБ АЛЕКСАНДРЕ"
ДАВЫДОВА АЛЛА БОРИСОВНА — 2008 г.
В историографии до сих пор спорным считается вопрос о том, как имя бога Се-раписа, культ которого, согласно некоторым источникам (Плутарх, Тацит), а также данным археологии, возник только во время правления Птолемея I, преемника Александра Македонского, появилось в одной из версий "Романа об Александре". Одни исследователи склоняются к предположению о том, что события "Романа об Александре" вымышленные, а значит, не следует говорить о том, что культ Сераписа мог существовать уже во времена правления Александра. Другие, хотя их и меньшинство, склоняются к мысли о том, что именно великий полководец ввел в практику культ этого божества. С наибольшей вероятностью можно считать, что правы первые. Однако не стоит полностью пренебрегать информацией, содержащейся в "Романе об Александре", так как хотя в нем, возможно, много вымышленного, но тем не менее он отражает представления широких слоев населения того времени о функциях Сераписа, отождествлении его с другими богами и свидетельствует о роли, которую его культ играл в конце эллинистического периода и в римское время
-
О ЖУРНАЛЕ "ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ ИСТОРИИ"
ЛЮБИМОВ Ю.В. — 2008 г.
-
О СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КУВЕЙТА
ШАГАЛЬ ВЛАДИМИР ЭДУАРДОВИЧ — 2008 г.
Литература стран Аравийского полуострова - органичная часть современной арабской литературы, представляемой писателями около 20 арабских стран. В XX в. литература этих стран пережила настоящую революцию, ломку веками сложившихся форм и канонов. В силу религиозного и этнического единства Кувейта, Бахрейна, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара, общности их культуры и национальных традиций, характера происходящих в них социальных перемен наблюдается относительное единообразие в развитии литературы этих государств, достигшей художественной зрелости всего за несколько последних десятилетий.
-
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
СОДНОМПИЛОВА МАРИНА МИХАЙЛОВНА — 2008 г.
В концептуальном осмыслении человеком окружающего пространства значимую роль играет отражение вертикального видения этого пространства населяющими его людьми. Формированию пространственных представлений в мировоззрении человека в разнообразных природных зонах способствовали контрастные элементы ландшафтов, неровности рельефа - различного рода возвышенности (горы, холмы и т.д.) противопоставлялись низменностям. В зоне побережий развитию таких представлений способствовало восприятие водной поверхности и суши; не менее важную роль в формировании вертикального взгляда на мир играли реки, точнее - направление их течения. В традиционном сознании пространство выступает как полисемантический текст, познаваемый с разных позиций. Знаковые системы пространства в областях обыденного и сакрального имеют много различий, но вместе с тем они находятся в тесной взаимосвязи. Символическое понимание мира формируетрелигиозно-мифологическую карту пространства, смыслы и значения которой учитываются в сфере обыденной деятельности. Существенным образом сказывается на формировании пространственного восприятия такая особенность, как способность различать микро- и макропространства, в связи с чем имеет место и предпочтение одних способов ориентирования другим в рамках различных по масштабу территорий. Поэтому и отражение вертикального взгляда на окружающий мир в представлениях монгольских народов характеризуется поливариантностью.