научный журнал по комплексному изучению отдельных стран и регионов Славяноведение ISSN: 0132-1366

Архив научных статейиз журнала «Славяноведение»

  • NABOZENSTVI V 19. STOLETI. NEJCIRKEVNEJSI STOLETI, NEBO OBDOBI ZRODU CESKEHO ATEISMU? PRAHA, 2010. 328 S. РЕЛИГИОЗНОСТЬ В XIX В. ВЕК ЦЕРКОВНОГО МОГУЩЕСТВА ИЛИ ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕШСКОГО АТЕИЗМА?

    БИРЮКОВА Е.В. — 2013 г.

  • SPOMENICA VALTAZARA BOGIšIćA O STOGODIšNJICI SMRTI, 24. APR. 2008. GODINE. KN. 1, 2

    СОБОЛЕВ А.Н. — 2013 г.

  • XXVI КОНФЕРЕНЦИЯ «СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ» ПАМЯТИ В.Д. КОРОЛЮКА

    АКИМОВА О.А. — 2013 г.

  • «ГОСПОДИН СВОЕГО ЯЗЫКА»: О ПОПЫТКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ХОРВАТИИ КОНЦА XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV ВЕКА

    АКИМОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА — 2013 г.

    В статье рассматриваются источники разных жанров, относящиеся к истории хор- ватского феодального семейства Шубичей конца XIII - первой половины XIV в. и содержащие сведения о попытке строительства хорватского независимого государ- ства и его идеологии.The article consideres sources of different provenience related to the history of Croatian feudal family of Subic in the late thirteenth - fi rst half of the fourteenth century and containing references to the attempt to build an independent Croatian state and its ideology.

  • «КРУГЛЫЙ СТОЛ» «НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРАХ ЗАПАДНЫХ И ЮЖНЫХ СЛАВЯН»

    ГЕРЧИКОВА И.А. — 2013 г.

  • «ПОСОЛЬСТВО» ИНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ – СИМВОЛИКА КЛАДБИЩА В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

    АНДРЮНИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА — 2013 г.

    Статья написана на польском и восточнославянском материале, посвящена исследованию символики кладбища в традиционной культуре. В статье освещены основные мифологические представления, касающиеся кладбища; рассмотрены правила и сроки его посещения, привлечена терминология, обслуживающая данную сферу народной культуры, описаны поверья об умерших и загробной жизни.The article is written on the Polish and East-Slavic materials and devoted to the problem of cemetery symbolism in traditional cultures. It highlights basic mythical concepts concerning cemetery, discusses the rules and terms of visits, describes the terminology used in this sphere of traditional culture, retells beliefs about the dead and life beyond the grave.

  • «СВЕТА БЕЛОГО НЕ ВИДЕТЬ» (ТЕМА ГЛАЗ И ЗРЕНИЯ В ФОРМУЛАХ ЮЖНОСЛАВЯНСКИХ ПРОКЛЯТИЙ)

    ЯСИНСКАЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА — 2013 г.

    В статье анализируются тексты болгарских и сербских проклятий, в которых фигурируют мотивы глаз и зрения. Рассматривается содержание проклятий: какие именно пожелания зла, связанные со зрением, типичны для южных славян. При помощи «зрительного» кода проклинаемому в иносказательной форме (через слепоту и невидимость, многочисленные аллюзии на похоронный обряд) выражается пожелание злой смерти и неблагополучного пребывания на том свете.The article analyses the texts of Bulgarian and Serbian curses, which mention the motives of eyes and eyesight. The meaning of curses is explored from the point of views, which particular harm connected with eyesight are typical for the South Slavs. By means of a «visual» code one allegorically (referring to blindness, invisibility, numerous allusions on the funeral ritual) wishes to the cursed one an excruciating death and unhappy being beyond grave.

  • АДОЛЬФ ПАТЕРА (1836–1912). К ВОПРОСУ О РУССКО-ЧЕШСКИХ НАУЧНЫХ СВЯЗЯХ. К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ЧЕШСКОГО УЧЕНОГО

    ЛАПТЕВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА — 2013 г.

    В статье освещаются научные связи чешского ученого А. Патеры с русскими славистами во второй половине XIX в. Главным источником для освещения этих связей является переписка А. Патеры с русскими славистами, хранящаяся в Архиве А. Патеры в Праге и нескольких российских архивах.

  • АНТОНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ФЛОРОВСКИЙ О РОМАНОВЫХ

    АКСЕНОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА — 2013 г.

    В статье рассматривается позиция известного русского историка-эмигранта А.В. Флоровского в отношении трех последних императоров династии Романовых, личные качества которых и их историческая роль раскрываются ученым в контексте внутренней и внешней политики России второй половины XIX – начала ХХ в.

  • БАЛКАНСКИЕ СТРАНЫ В ПЕРЕКРЕСТЬЕ ПОЛИТИКИ ГИТЛЕРА И СТАЛИНА В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ОТ ПОРАЖЕНИЯ ФРАНЦИИ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСПОДСТВА «ОСИ» НА БАЛКАНАХ

    ГИБИАНСКИЙ ЛЕОНИД ЯНОВИЧ — 2013 г.

    В статье рассматриваются советская и нацистская политика на Балканах в указан- ный период и взаимоотношения там Москвы и Берлина. Прослеживаются основные этапы эволюции этих взаимоотношений вплоть до установления господства «оси» в регионе и поражения тогдашней балканской политики Сталина. В сопоставлении с широким кругом источников оцениваются различные историографические версии тех событий.The article considers the Soviet and Nazi politics in the Balkans in the given period as well as the relations between Moscow and Berlin in the region. It traces main stages in the evolution of these relations up to the establishment of the dominance of the Axis in the region and defeat of Stalin's Balkan policy. Different historiographic versions of those events are compared against the background of a wide range of sources.

  • БЕЛОРУССКО-СЛОВАЦКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СВЯЗИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

    КОРИНА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА — 2013 г.

    В статье дается краткий обзор истории белорусско-словацких языковых связей, начиная с отдельных схождений, зафиксированных в исследованиях славистов XIX – начала ХХ в., и заканчивая современными целенаправленными сопоставительными исследованиями на разных уровнях, в том числе в рамках международных научных проектов.

  • БОЛГАРИЯ И БОЛГАРЫ ГЛАЗАМИ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ XIX ВЕКА (ВОСПОМИНАНИЯ О РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ 1877-1878 ГОДОВ С.А. ФОН КЁНИГ)

    КАЛИГАНОВ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ — 2013 г.

    В статье анализируются воспоминания сестры милосердия Софьи Александровны Кёниг. Она обладала тонким художественным вкусом и оставила нам превосходные описания живописных мест Болгарии. Она фиксировала то, что не мог бы описать русский солдат или офицер - например, тырновскую женскую баню, парфюмерию тогдашних болгарских женщин. Вместе с тем, Кёниг, как и многие русские, нередко делала неверные выводы о болгарах из-за незнания болгарского языка и народных обычаев.The article considers the memoirs of medical nurse Sophia Aleksandrovna Kenig. She had refi ned artistic taste and wrote wonderful descriptions of picturesque landscapes in Bulgaria. She was fi xing her attention on things, which a soldier or an offi cer would never describe, be it a women's baths in Tarnovo, or cosmetics used by Bulgarian women. By the same token, Kenig, as many Russians, was coming to false conclusions about the Bulgarians due to not-knowing the language and folk traditions.

  • БОЛГАРИЯ И РОССИЯ (XVIII-XX ВВ.): ВЗАИМОПОЗНАНИЕ. СБ. СТАТЕЙ. М., 2010. 476 С

    ФРОЛОВА М.М. — 2013 г.

  • БОЛГАРСКИЕ КНИГИ В СОБРАНИИ А.Д. ЧЕРТКОВА: К 150-ЛЕТИЮ ЧЕРТКОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

    ФРОЛОВА МАРИНА МИХАЙЛОВНА — 2013 г.

    В статье сообщается о А.Д. Черткове и его знаменитой Чертковской библиотеке. Развитие интереса ученого к истории Болгарии привело к появлению в собираемой им библиотеке фонда книг периода болгарского возрождения. Каждая книга являет собой отдельную страницу в русско-болгарских культурных связях.

  • БОЛГАРЫ-МУСУЛЬМАНЕ СРЕДНИХ РОДОП В XXI ВЕКЕ: ВЗГЛЯД ЭТНОЛИНГВИСТА

    УЗЕНЁВА ЕЛЕНА СЕМЕНОВНА — 2013 г.

    Опираясь на собранные в экспедициях полевые материалы, автор статьи исследует культурный диалект болгар-мусульман с. Виево области Смоляна, их поиск идентичности в глобализирующемся мире. Анализируются тексты традиционной духовной культуры славянского населения Болгарии, исповедующего ислам, с ориентацией на выявление элементов ориентальной и европейской культур, их взаимного сосуществования, пересечения, сожительства и конфликтов.

  • БЫЛ ЛИ ПЕРЕВОДЧИК СИМЕОНОВОЙ ЭПОХИ ПРЕСВИТЕР ГРИГОРИЙ МОНАХОМ?

    ТУРИЛОВ АНАТОЛИЙ АРКАДЬЕВИЧ — 2013 г.

    В статье под новым углом зрения рассматривается вопрос об известном древнеболгарском переводчике рубежа IX–X вв. пресвитере Григории, его социальном статусе и месте в церковной иерархии. На основании широкого круга более поздних аналогий делается вывод, что смысл записи со временем подвергся искажению: Григорий был не монахом, а дворцовым протопопом, который ведал церквами в княжеских владениях и их клиром.The article suggests a new approach to studying the social status and place in the church hierarchy of the famous old-Bulgarian translator of the turn of the ninth–tenth centuries Presbyter Gregory. A wide range of later analogies let come to the conclusion that the meaning of the text was misinterpreted: Gregory was not a monk, but a court archpriest, who was in charge of the churches in the prince’s domains and their clergy.

  • В.Н. ФЕДОТОВА. БОЛГАРСКАЯ МУЗЫКА ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ОЧЕРКИ. М., 2012. 320 С

    МАКАРЦЕВ М.М. — 2013 г.

  • ВАРДАРСКАЯ МАКЕДОНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

    КОСИК ВИКТОР ИВАНОВИЧ — 2013 г.

    Статья посвящена хозяйственной, партийной, политической, национальной, поли- этничной истории Вардарской Македонии в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевство Югославия). В ней рассматриваются сюжеты, связанные с колонизацией края, деятельностью качаков, македонских революционеров, полити- кой Белграда и Софии.The article deals with the economic, party, political, national and multi-ethnic history of the Vardar's Macedonia in the framework of the Kingdom of Serbs, Croats and Slovenians (the Kingdom of Yugoslavia). It considers issues related to the colonisation of the region, activities of the Kachaks, Macedonian revolutionaries, policy of Belgrade and Sofi a.

  • ВОЙНА 1812 ГОДА И ИДЕЯ СЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА

    ХОРОШКЕВИЧ АННА ЛЕОНИДОВНА — 2013 г.

    Статья посвящена изменениям в представлениях о славянстве после завершения наполеоновских войн в Европе. Рассмотрен процесс возникновения движений за возрождение национального языка и культуры у славянских народов и распространения идеи славянского единства.The article is devoted to shifts, which occurred in the concepts of Slavic peoples after the end of the Napoleonic wars in Europe. It considers the birth of the movements for the revivification of national languages and cultures among Slavic folks and widespread of the idea of Slavic unity.

  • ВОСПОМИНАНИЯ. ДНЕВНИКИ. БЕСЕДЫ. (РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЧЕХОСЛОВАКИИ)

    СЕРАПИОНОВА Е.П. — 2013 г.