Архив научных статейиз журнала «Средние века»
-
ЖИТИЕ ИЗАРНА, АББАТА СЕН-ВИКТОР-ДЕ-МАРСЕЛЬ (XI ВЕК) / ПОДГ. К ИЗД., ПЕР. И ПРИМЕЧ. С. КАБИ, Ж.-ФР. КОТТЬЕ, Р.М. ДЕССИ, М. ЛАУЭРСА, Ж.-П. ВЕЙСА, М. ЗЕРНЕР. ПАРИЖ: ЛЕ БЕЛЬ-ЛЕТТР, 2010. 206 С
ФИЛИППОВ И.С. — 2012 г.
-
ЖИТИЕ СВЯТОГО БОТВИДА
РЫБАКОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ — 2012 г.
Впервые на русском языке публикуется перевод латиноязычного жития одного из христианских миссионеров, действовавших в Швеции в XI или начале XII в., - святого Ботвида, апостола Сёдерманланда. Черты реальной биографии швед- ского купца, крестившегося в Англии, соединились в агиографическом памятнике XII или XIII в. c топическим образом одинокого новообращенного христиани- на, который вследствие своего христианского рвения погиб среди язычников.
-
ИДЕЯ ПОРЯДКА В КОНФЛИКТЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЯ РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ (1517-1555 ГГ.)
ДЯТЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2012 г.
В статье рассматривается значение идеи порядка в немецком обществе в условиях реформационного движения и религиозного раскола. Особое внима- ние уделяется трактовкам понятия пoрядок в проповеди сторонников католи- цизма, в учениях и программах реформаторов, в политике князей. В условиях Реформации и Крестьянской войны, обострения религиозного и социального противостояния формируется идея установления твердого порядка, строгой дисциплины.
-
ИНСТИТУТ СЕЙЗИНЫ В СИСТЕМЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АНГЛО-НОРМАНДСКОГО КОРОЛЕВСТВА (XII–XIII ВВ.)
КАСАТОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — 2012 г.
В статье рассматривается практика оформления имущественных прав в Англонормандском королевстве в XII–XIII вв. с использованием специальной символической процедуры, известной как сейзина. Она служила передаче всей полноты прав на имущество, определяемое нередко как феод, от прежнего к новому владельцу. Несмотря на широкое применение этого акта, им не оформлялись разнообразные ограниченные права, например разные формы краткосрочной аренды.
-
ИНТЕРВЬЮ С НИНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ ХАЧАТУРЯН
2012
-
ИСТОРИОПИСАНИЕ В АНГЛИИ В 60–80-Е ГОДЫ XI ВЕКА: ПРЕОДОЛЕНИЕ «КОЛЛЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ»?
МЕРЕМИНСКИЙ СТАНИСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧ — 2012 г.
Нормандское завоевание 1066 г., повлекшее за собой смену династии и значительные трансформации светской и духовной элит, оказало значительное влияние и на позднейшие представления англичан о своем прошлом. Согласно гипотезе, впервые выдвинутой Э. ван Хоутс, крах англосаксонского государства привел к своего рода психологическому шоку, травме, сделавшей тему завоевания табуированной по крайней мере на четверть века. Однако комплексный анализ источников свидетельствует, что реальная картина восприятия событий 1066 г. была гораздо более пестрой, более того, сам тезис об «историографическом молчании» в Англии последней трети XI в. скорее всего неверен.
-
ИСТОРИОПИСАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В ВЕСТГОТСКОЙ ИСПАНИИ КОНЦА VII ВЕКА: «ИСТОРИЯ КОРОЛЯ ВАМБЫ» ЮЛИАНА ТОЛЕДСКОГО
НИКОЛЬСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ — 2012 г.
Статья посвящена последнему крупному памятнику вестготского историописания – сочинению Юлиана Толедского, известному под названием «История короля Вамбы». В контексте главной цели этого труда конца VII в. – создания новой политической доктрины – рассматриваются особенности структуры текста, отбора источников и приводимых сведений.
-
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (ЗАМЕТКИ О РАБОТЕ ОДНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА)
БОБКОВА МАРИНА СТАНИСЛАВОВНА — 2012 г.
В статье анализируется деятельность Центра истории исторического знания ИВИ РАН с 2006 по 2012 г. Рассматриваются основные проблемы, находящиеся в сфере внимания сотрудников Центра. Исследование этих сюжетов определяет развитие истории исторического знания как научного направления (например, комментарий исторического источника, традиция в историописании, терминология исторической науки и др.).
-
К ЮБИЛЕЮ Л.И. КИСЕЛЁВОЙ
2012
-
КАК ВАЖНО БЫТЬ ФРАНЦУЗОМ: ВЗГЛЯД БРАЗИЛЬСКИХ ИНДЕЙЦЕВ XVI ВЕКА
ОКУНЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА — 2012 г.
В статье исследуются малоизвестные особенности проникновения европейцев в Бразилию в XVI в. В основу анализа, предпринимаемого впервые в отечествен- ной историографии, положены свидетельства путешественников и миссионеров XVI - начала XVII в., содержащие сведения не столько о том, как европейцы от- носились к бразильским индейцам, сколько о том, как эти последние оценивали европейцев. На примере в
-
КОДЕКС МОРОЗИНИ: МИР, КАК ОН ВИДЕН ИЗ ВЕНЕЦИИ (1094-1433) / КРИТИЧЕСКОЕ ИЗД., ВСТУП. СТ., ИНДЕКСЫ И ДР. ВСПОМОГАТ. МАТ. А. НАНЕТТИ. СПОЛЕТО: FONDAZIONE CISAM, 2010. 4 Т. I-LXI + 1-2274 С. [ДОКУМЕНТЫ ЖУРНАЛА ВИЗАНТИНИСТИКА, 10 / РЕДАКТОР СЕРИИ А. КАРИЛЕ]
КАРПОВ С.П. — 2012 г.
-
КОРОЛЬ НА СЦЕНЕ: ГЕНРИХ II И ПАРЛАМЕНТЫ (1547–1559)
УЛЬМАР МАРИ — 2012 г.
Традиционно в историографии принято говорить об оппозиции, существовавшей между королем, носителем абсолютистского начала, и парламентом, играющим роль представительного органа. Период правления Генриха II демонстрирует иную форму взаимоотношений. Король не столько пытается сломать сопротивление парламента, сколько использует его во время «королевских заседаний» и ритуалов «ложа правосудия» в качестве удобной сцены для демонстрации своих политических намерений.
-
КУЗНЕЦОВ Е.В. ДВИЖЕНИЕ ЛОЛЛАРДОВ В АНГЛИИ (КОНЕЦ XIV–XV В.). АРЗАМАС, 2011. 364 С
ЕВСЕЕВ В.А. — 2012 г.
-
КУЛЬТЫ ДУХОВНЫХ ЛИЦ – ЖЕРТВ ВИКИНГОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АНГЛИИ)
ГУСАКОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА — 2012 г.
В статье ставится вопрос о том, возникла ли у англосаксов традиция почитания духовных лиц – жертв викингов как проявление реакции Церкви на скандинавскую угрозу в первый период нашествий скандинавов (конец VIII – середина X в.). В работе анализируется почитание святых Беокки, Эдора и 90 монахов в Чертси и святого Танкреда в Торни – единственные достоверные примеры существования уже в англосаксонский период почитания духовных лиц, предположительно убитых викингами, а также рассматривается проблема отсутствия более широкого круга аналогичных мученических культов у англосаксов.
-
ЛИУТПРАНД КРЕМОНСКИЙ. АНТАПОДОСИС; КНИГА ОБ ОТТОНЕ; ОТЧЕТ О ПОСОЛЬСТВЕ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ / ПЕР. С ЛАТ. И КОММЕНТ. И.В. ДЬЯКОНОВА; РЕД. И.А. НАСТЕНКО. М.: «SPSL» – «РУССКАЯ ПАНОРАМА», 2012
ШМАРАКОВ Р.Л. — 2012 г.
-
ЛОНДОНСКИЕ КУПЦЫ XVI ВЕКА: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ
ЧЕРНОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА — 2012 г.
На основе анализа двух деловых книг Джона Ишама исследуются традицион- ные и новые целевые установки и жизненные ориентиры братьев Ишам, соз- давших в XVI в. семейную торговую компанию и входивших в состав компании купцов-авантюристов. Автор показывает, что новое в поведенческих установках и практике братьев Ишам проявлялось прежде всего в сфере торговли, которая, однако, не была полностью свободна от средневекового наследия. Освященные временем традиции давали о себе знать в выборе жизненного пути младшими сыновьями джентри, в способах продвижения по карьерной лестнице, в привыч- ных методах использования предоставлявшихся возможностей. Но, в конечном счете, все это обусловило многообразие и противоречивость и самой эпохи, и порожденных ею личностей и характеров.
-
МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ ПУТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ В ВИЗАНТИИ: РАССУЖДЕНИЯ МАНУИЛА II ПАЛЕОЛОГА О БРАКЕ
КУЩ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА — 2012 г.
Анализируя сочинение византийского императора Мануила II Палеолога Нрав- ственный диалог, или О браке, автор статьи исследует характер междоусобицы в Византии второй половины XIV в. и положение императорской власти в усло- виях династической борьбы. Не определенный правовыми нормами порядок на- следования византийского престола порождал конфликты между претендентами на корону и предоставлял внешним силам, прежде всего туркам, повод для вме- шательства во внутренние дела Византийской империи, что серьезно угрожало прочности императорской власти и стабильности политической системы. Брак василевса, открывающий перспективу передачи престола от отца к сыну, рас- сматривался Мануилом II как необходимое условие разрешения политического кризиса и укрепления императорской власти.
-
МИТРОФАНОВ А.Ю. ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО И ЕГО КОДИФИКАЦИЯ В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (IV–XI ВВ.). М.: ИЗД-ВО КРУТИЦКОГО ПОДВОРЬЯ; ОБ-ВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ, 2010 (МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ. КН. 45). 426 С
АФИНОГЕНОВ Д.Е. — 2012 г.
-
НОВАЯ НАУЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГРАМОТЫ 1338 ГОДА, ВЫДАННОЙ АФОНСУ IV ПОРТУГАЛЬСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ
ВАРЬЯШ ИРИНА ИГОРЕВНА, РУСАНОВ АЛЕКСАНДР ВИТАЛЬЕВИЧ — 2012 г.
Статья посвящена эпизоду из средневековой истории португальского университета Лиссабона-Коимбры, одному из старейших университетов Европы, основанному в 1288–1290 гг. Мы подробно рассмотрели и перевели королевскую грамоту 1338 г., возвратившую португальский университет в Лиссабон после 30-летнего пребывания в Коимбре. Прояснение одного из фрагментов грамоты, неверно трактовавшегося в предшествующей историографической традиции, позволяет точнее проследить ряд аспектов отношения университетской корпорации и королевской власти.
-
ОСНОВАНИЕ ЦИСТЕРЦИАНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В XII ВЕКЕ: ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВОСПРИЯТИЕ
ЕФРЕМОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА — 2012 г.
В статье рассматриваются природные условия, в которых основывались первые цистерцианские монастыри, и их изображение в ранней цистерцианской традиции. Несмотря на то что выбираемые места зачастую не представляли значительных трудностей для существования обители, в источниках они неизменно изображались в соответствии с топосом «ужасного места» (locus horribilis), что соответствовало цистерцианскому идеалу жизни в уединении и служило выражением идентичности ордена.